24 Dec 09:46 avatar

Экономическая разведка России – почему она до сих пор не создана?


Автор: Евгений Смолин | Источник: @kция.ru, 17.11.2001

В основе причин возникновения такого явления, как экономическая разведка, лежит стремление к обеспечению и приумножению конкурентных преимуществ как государственных, так и корпоративных. Особенно результативно совместных.

После холодной войны у ведущих государств произошел резкий пересмотр ориентации интересов с военной сферы на экономическую. Более того, 50 лет назад появилось такое понятие, как научно-техническая революция, результаты которой предприниматели тут же поставили на коммерческую основу. Тем самым произошел новый скачок в истории развития мировой экономики. Вкладывая огромные деньги в создание новых технологий, человечество не смогло устоять перед естественным соблазном: сэкономить их путем кражи готовых технологий и переманиваем ключевых сотрудников от конкурентов. На более поздних этапах добавились изменения мирового экономического устройства в сторону глобализации, а за последнее десятилетие неоценимую роль сыграл Интернет, победно шествующий по Земле и завоевывающий все новые умы. Таким образом, зародилась новая отрасль, которая является одной из самых высокодоходных — экономический шпионаж.

Сейчас практически в любой стране действует орган исполнительный власти под разными вывесками, который по своей сути является органом экономической разведки. Особенно хорошо налажена работа указанных органов в экономически развитых странах. В России вопросами проведения разведывательной деятельности занимается Служба внешней разведки (СВР), которой, к большому сожалению, не поставлено приоритетной целью проведение разведывательной работы экономического характера. Осенью 2001 г. был создан Совет по контролю над финансовыми операциями при Министерстве Финансов РФ, который средства СМИ окрестили «финансовой разведкой», но который правильнее было бы назвать «финансовой контрразведкой». Ведь понятие разведка подразумевает проведение действий за пределами государства, что свидетельствует о наличии специальной организации, основная деятельность которой направлена косвенно или напрямую на добывание разведданных и подрыв экономической безопасности государства или конкретного субъекта. Самыми «популярными» средствами при этом являются:
  • похищение чертежей, образцов, документов или иных информационных носителей;
  • сманивание с работы служащих конкурента; здесь действует принцип: «за деньги мы купим людей, а с людьми мы сделаем деньги»;
  • ложные переговоры, результатом которых становится обладание труднодоступной информацией;
  • внедрение своих людей в «нужные» организации и многие другие.
Так, французская DGSE с середины столетия проводит обширные координированные компании по краже промышленных секретов по всему миру. Добыв внутреннюю информацию о конкурентоспособных ценах, Франция выиграла тендер на контракт по поставке Индии реактивных истребителей на сумму в миллиард долларов. Кроме попыток внедриться в иностранные компании, DGSE прибегла к ряду других методов сбора промышленных разведданных. Прослушивание телефонных переговоров, незаконные проникновения в номера отелей, где останавливаются зарубежные бизнесмены и дипломаты, для снятия копий с документов, перехват деловой корреспонденции и т.д.

Важным аспектом проведения разведывательных мероприятий является принятие того факта, что многие необходимые данные можно почерпнуть из открытых источников. Этот вопрос тесно связан с проблемой обеспечения информационной безопасности. Ведь основой информационной войны является завладение информацией, которая должна отвечать следующим признакам: быть достоверной, полной, своевременной и иметь ограниченный доступ. В будущем информационный ресурс страны (по важности сравнявшись с военными, природными и иными ресурсами) будет определяться степенью защищенности своей информации и полнотой обладания чужой информацией. Необходимо отметить, что текущая ситуация в области информации позволяет сохранять ее в любых объемах и на любые продолжительные сроки, а в необходимых случаях производить мгновенное обновление или уничтожение. Сейчас в нашей стране действует Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации», но который не может в полной мере соответствовать сегодняшним реалиям.

Однако как бы ни были хороши и справедливы законы, всегда остается большой соблазн их преступить. При этом спецслужбы прикрываются лозунгом «мы защищаем демократию от демократии», а бизнес–шпионы — словами «победителей не судят». Сама по себе экономическая разведка делится на государственную и корпоративную. Но уже давно в мире сложилась практика неофициального сотрудничества между крупными транснациональными корпорациями и спецслужбами.

Экономической разведкой не злоупотребляют, и широко известные международные организации под прикрытием своей «полезной и необходимой» деятельности в рамках работы «аналитических» отделов занимаются непосредственным сбором экономических разведданных, используя самые разнообразные мероприятиями. Все это позволяет заблаговременно узнавать и заранее готовиться к экономическим и финансовым кризисам, обвалам валют и т.д. Ведь широко известно, что пока 99% людей становятся банкротами, 1% баснословно обогащаются.

В России незначительное количество компаний могут позволить себе содержать подразделения экономической разведки. Многие виды и способы ее проведения, а также вытекающие отсюда последствия Россия неоднократно испытывала сама, например: за последние десять лет Россию покинуло примерно 350 000 тысяч ученых. В нашей стране до сих пор не развита и неактуальна должность директора по бизнес разведке.

Как и множество других процессов, экономическая разведдеятельность является «белым пятном» российского законодательства, где такое понятие даже не существует. Нет регламентированных процессов взаимодействия между частным бизнесом и работой спецслужб, что может привести к разного рода злоупотреблениям. Кроме того, важно и необходимо предусмотреть законодательно закрепленные ответные меры на вражеские действия иностранных государств. Отсутствуют многие международные договоры об обмене информацией, об экстрадиции преступников и многие другие. В действующем УК РФ нет даже статьи «об экономическом шпионаже», в отличие, к примеру, от белорусского, где за данные преступления предусмотрена мера наказания – лишение свободы на срок до 5 лет, что не идет ни в какое сравнение с законодательством других стран. Так в США за занятие экономическим шпионажем грозит штраф от 5 до 10 млн. долларов или от 10 до 15 лет тюрьмы. К тому же сотрудники дают подписку о неразглашении информации, а в некоторых случаях им запрещается работать в аналогичных отраслях в течение последующих 5 лет. Нарушение этих норм также сурово карается. Причем эта норма реально активно действует в отличие от российских «мертвых» статей УК, таких, например, как ст. 174 «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретенных незаконным путем».

Россия, перенеся удивительную десятилетку преобразований, смогла выстоять, несмотря на ряд кризисов, и теперь начинает медленно, но уверенно набирать обороты и укреплять свои позиции, ведь самое важно не достигнуть определенного уровня, а удержать его и приумножить.

Очень сложно обобщить все то многообразие причин, по которым до сих пор такой жизненно важный орган для каждого государства не создан у нас. Гораздо легче и достоверней ответить на другой вопрос, когда он будет создан. Ответом является констатация нижеприведенного факта. В ближайшее десятилетие к власти придет новое поколение политиков, которые родились в 80-90-х годах, и которые не застали коммунистической эпохи в зрелом возрасте, а выросли в условиях становления демократической России. Они претворят в жизнь начавшиеся положительные процессы и сделают все для процветания страны.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.