13 Jan 16:37 avatar

Экономическая разведка – опыт «проигравших»


Автор: Игорь Невдашов


Неудача — залог успеха; Каждая ошибка чему-то учит нас.

Морихэй Уэсиба

«Проиграв несколько войн, Швеция расцвела, Польша же так и осталась Польшей», — отметил как-то в своих «Непричесанных мыслях» последний руководитель советской спецслужбы Л. Шебаршин. Так, что же позволило не только Швеции, но и проигравшим во Второй мировой войне Германии и Японии довольно быстро восстановить свой промышленный потенциал и вновь занять достойное место в числе стран мировых лидеров?

Конечно, это особенности национального характера и культуры, развития международной обстановки и экономики вышеназванных стран, ряд других факторов. Среди них, однако, не последнее место занимают традиции ведения и использования результатов экономической и научно-технической разведки, имеющих в указанных государствах глубокие корни. В этом ряду особое место занимает и понимание государственными органами, обществом и каждым отдельным гражданином важности деятельности этого института, составляющие своеобразную национальную культуру разведки той или иной страны.

Так, например, пользу от сбора экономической информации, ее анализа и доведения, как сейчас говориться, «выходной» продукции до потребителя в Германии поняли еще в XV веке. Уже в то время, например, торгово-ростовщический дом Фуггеров из Аугсбурга регулярно рассылал своим штатным служащим в других городах Европы специальные бюллетени новостей, включая в них конфиденциальную информацию экономического характера.

Кроме того, в те времена немецкая почтовая служба «Дом Турна и Таксиса» начала вскрывать перевозимую почтовую корреспонденцию на секретных постах перлюстрации во Франкфурте-на-Майне, Регенсбурге, Аугсбурге, Нюрнберге и Айзенахе и, соответственно, передавать полученные сведения королевским дворам немецких государств. Немецкие промышленные шпионы быстро подступили и к конструктору первой атмосферной паровой машины — английскому кузнецу Томасу Ньюкомену. Так, под прикрытием рабочего в Бирмингеме немец Эмануель Фишер фон Эрлах сделал ее чертежи, на основе чего в 1722 году сконструировал свой паровой двигатель.

Ну а к началу XX века немцы, ведя научно-техническую разведку среди английских и французских фирм, за счет использования их научных достижений сумели быстро развернуть собственную научно-исследовательскую базу и стали обладателями ряда патентов в химическом производстве, в частности, в создании искусственного каучука.

После окончания Второй мировой войны Германия, лишенная решением стран-победительниц военного, а также большей части своего промышленного потенциала, вернувшей экономику страны на уровень 1936 года, как никогда осознала, что единственный шанс сохранить свой суверенитет и независимость — это необходимость сосредоточения усилий всего общества и государства для развития экономики страны.

Исходя из вышеизложенного, стратегической линией в ФРГ стало преодоление экономического отставания за счет тесного сотрудничества государственных органов с частными компаниями. При этом, не имея права до 1956 года создавать официальные государственные органы военной и политической разведки, предшественница Федеральной разведывательной службы Германии — БНД (Bundesnachrichtendienst) — «организация Гелена» под американским крылом активно использовала в качестве прикрытия частные фирмы и работу в экономической области. (Кстати, в настоящее время возможность использования БНД самых разнообразных прикрытий, по некоторым данным, всего более сотни, является сильной стороной немецкой разведки, существенно затрудняющей выявление ее кадровых сотрудников контрразведывательными органами других стран).

В то же послевоенное время в промышленности Германии началось создание крупных картелей и межотраслевых объединений с финансовыми институтами. И здесь нельзя не отметить определенную роль «немецкой модели» капитализма и ведения конкурентной борьбы, которая основывается на идеологии коллективизма и национальной общности (данное обстоятельство также используется БНД, активно опирающаяся при сборе информации на немецкую диаспору в других странах). В этой связи в Германии у граждан, общества и государства сложился серьезный подход к обеспечению экономической безопасности, а интересы государства и граждан исторически оказались связаны между собой широкой сетью различных общественных и экономических институтов.

Так, послевоенная программа строительства социально-ориентированной экономики в Германии основывалась на учете интересов мелких акционеров, а также передаче крупных пакетов акций корпораций в доверительное управление банкам. В свою очередь банки устанавливали каналы, по которым осуществлялось перераспределение капиталов в масштабах экономики всей страны. В результате строилась социально-ориентированная рыночная экономика, дающая гарантии устойчивого развития всех форм собственности, в том числе не только крупных корпораций, но малого и среднего предпринимательства, что нашло свое отражение и в гражданском законодательстве.

Следует отметить, что в Германии в структуре компаний действуют два совета: наблюдательный, в задачу которого входит разработка стратегической линии и анализ отчетности компании и административный, ответственный за повседневную работу корпорации. Так, банкам Германии (прежде всего «Дойче банку», «Дрезднер банку», «Банку фюр гемайншафт») принадлежит 75% мест в наблюдательных советах немецких компаний, которые являются основой для создания ассоциаций и торгово-промышленных палат. Указанные наблюдательные советы систематически участвуют в обмене информацией и координации деятельности немецких фирм. При этом именно банкам принадлежит основная роль в обеспечении корпораций разведывательной информацией экономического характера.

В свою очередь торговые ассоциации (в частности, Федеральная торгово-промышленная палата, Восточный комитет немецкой промышленности, Союз оптовой и внешней торговли) совместно с правительствами земель, заинтересованных в экономическом развитии своих территорий, разрабатывают экономические программы для развития промышленности с учетом требований корпораций.

Немецкие аналитики отмечают, что самое главное свойство информации — это способность вызывать изменения, а ее практическая ценность прямо пропорциональна той роли, которую она играет в принятии решения. Таким образом, по их мнению, в наше время главными сторонами бизнеса и государства становятся неразрывно связанные между собой следующие факторы: приобретение знаний и информации, культура менеджмента и передовые технологии, образование и подготовка кадров, финансовые и консалтинговые услуги. В этой связи особый интерес представители немецких корпораций проявляют к получению данных в отношении процессов управления и планирования, используемых конкурентами.

В Германии, как и в других странах, информация необходимая для принятия решений политическим руководством страны и деловых кругов циркулирует в обществе по множеству перекрещивающихся каналов. При этом существует система информационно-аналитического обеспечения принятия государственно-политических решений в области экономики, которая включает в себя значительное число разноплановых научно-исследовательских формирований, каждое из которых располагает собственными возможностями.

Входящие в указанную систему аналитические службы можно условно объединить в четыре группы учреждений и организаций:
  1. Специализированные подразделения аналитического характера при министерствах и ведомствах Германии, которые осуществляют сбор, анализ и обобщение текущей внутриведомственной информации и на ее основе готовят прогнозы по приоритетным направлениям экономической деятельности. Их состав, как правило, не превышает 40-50 человек. В Германии ими являются соответствующие отделы в структуре Ведомства Федерального канцлера, министерства экономики и других ведущих министерств.

  2. Государственные учреждения, входящие в структуру госаппарата и финансируемые из госбюджета. В них проводятся исследования политического и экономического характера по различным аспектам национальной безопасности. К ним относится: Германский институт экономических исследований, Федеральный институт по изучению Востока и международных отношений.

  3. Организации и учреждения, формально не ассоциированные непосредственно с министерствами, но получающие от них субсидии. Наиболее характерными подобными научно-исследовательскими центрами являются: Германское общество внешней политики, Институт политики и экономики «Хаус Риссен», Фонд имени Конрада Аденауэра, Научно-исследовательский институт имени Фридриха Эберта.

  4. Организации и учреждения, входящие в структуру университетов и других учебных заведений, составляющие в Германии наиболее значительную группу, в частности:
    • Институт мирового хозяйства при университете в Киле;
    • Институт ХВВА (Гамбургский архив мирового хозяйства);

    • Рейнско-Вестфальский институт экономических исследований в Эссене;
    • Институт экономических исследований в Мюнхене;
    • Немецкий институт экономических исследований в Берлине.


    Каждая из указанных выше групп располагает собственными информационными возможностями и решает определенные задачи по информационно-аналитическому обеспечению высших эшелонов государственной власти в экономической, а также политической области.
Как видим, данная система отличается взаимным проникновением и общностью интересов банков, органов власти, научного сообщества и различных коммерческих групп. Особняком в этой системе стоит БНД, которая существенно переориентировала свою деятельность после завершения «холодной» войны и объединения Германии, и также активно работает на экономическом направлении.

Сегодня правительство Германии требует от БНД:
  • вести сбор и анализ разведы­вательной информации об экономическом, технологическом и военном потенциале государств, представляющих для Германии интерес;
  • тщательным образом отслеживать научно-технические и экономические до­стижения зарубежных стран и своевременно информировать об этом соответст­вующие ведомства ФРГ;
  • предоставлять не только достоверную и исчерпывающую информации по этим вопросам, но и осуществлять на основе тщательного анализа кратко­срочные и долгосрочные прогнозы.
При этом правительство ФРГ в области экономической и научно-технической разведки всегда требовало от разведки «не делать существенного различия, шла ли речь об иностранном государстве, которое выступало в данный момент как противник или друг или еще не определило свои позиции».

В свете новых установок правительства Германии интересны данные, которые приводят немецкие разведчики в отношении происшедших со времен «холодной войны» изменений в используемых средствах для добывания развединформации.

Так на период 1988 года БНД добывались разведданные:
  • Из открытых источников (ниже они будут подробно рассмотрены) — 70-80%;
  • Оперативно-техническими средствами — 12-20%;
  • Агентура — 8%.
В 1992 году структура получения БНД информации несколько изменилась:
  • Открытые источники составили свыше 80%;
  • Оперативно-технические средства около 10%;
  • Агентура — 8%.
Указанные изменения связаны с прежде всего с международной обстановкой и новыми задачами вставшими перед немецкой разведкой. Так, если ранее основной задачей БНД являлся сбор развединформации с активным использованием средств радиоперехвата о политико-экономическом положении стран Восточной Европы и западной части Советского Союза, дислокации и передвижениях на вышеуказанной территории воинских частей, то в настоящее время сфера интересов немецкой разведки значительно расширилась.

Сегодня она охватывает территории стран Восточной Европы, России, Белоруссии и других стран СНГ, в том числе Центральную Азию, КНР, регион Ближнего и Среднего Востока, северную Африку, ЮАР, а в плане контроля за транзитом наркотиков и нелегальной миграции — страны Латинской Америки.

При этом основной упор в разведдеятельности осуществляется через призму выявления всех возможных факторов возникновения и развития кризисных ситуаций на территориях, подпадающих в сферу интересов немецкой разведки, в том числе и в странах СНГ и их негативных последствий для ФРГ.

В этом ключе особый интерес для БНД представляют сведения о полезных ископаемых, организованной преступности, террористических организациях, нелегальной миграции, экспорте радиоактивных элементов и высоких технологий, общей социально-политической и экономической обстановки в странах интересующего немецкую разведку региона.

В этой связи если в 1981 году в составе БНД насчитывалось 46 резидентур, то к 1998 году их число возросло более чем 80, после чего было намечено сокращение загранаппаратов. Количество личного состава в БНД насчитывает около 6 тысяч человек, распределенных приблизительно следующим образом: 50% — в резидентурах, 50% — в центре.

Если в период «холодной» войны на территории Германии действовало около 10 опросных пунктов, то после 1990 года их количество возросло до 100. При этом после объединения Германии немецкой контрразведкой БФФ на 6 387 немецких граждан были заведены дела по шпионажу.

Сегодня сбор развединформации в БНД осуществляется как агентурно-оперативным путем, так и анализом открытой информации. Немецкой разведкой анализируются и обрабатываются большие массивы информации (до 90 % информации направляемых в правительство, министерства и ведомства Германии получено из открытых источников), после чего, в случае необходимости получения дополнительных данных даются разведзадания агентурному управлению.

Следует отметить, что в категорию открытой информации в БНД входят сообщения всех информационных агентств, баз данных, информация передаваемая неправительственными организациями (в силу чего западные страны заинтересованы в продолжении развития деятельности неправительственных организаций (НПО) в странах СНГ), сообщения СМИ, сведения, поступающие с опросных пунктов БФФ (немецкой контрразведки), информация партнерских спецслужб, а также копии записей бесед немецких дипломатов с иностранными коллегами по тем или иным вопросам в обязательном порядке, передаваемые наряду с МИДом ФРГ в БНД.

Активно используются следующие коммерческие банки данных, в частности:
  • Европейский банк данных по вопросам политики и экономики (Europedienst Datenbank), предоставляющий сведения в отношении политики и экономики стран ЕС и других государств;
  • Банк данных международных отношений IRIS (International Relations Information System);
  • Банк данных прессы PDB (Pressendatebank);
  • Банк страноведческих данных (QUOU — Lander-databank);
  • Банк данных MANEX (Management Experten), предоставляющий сведения в отношении лиц, работающих в сфере управления и в качестве экспертов;
  • Банк электротехнических данных LDE и другие.
При этом немецкие разведчики отмечают, что из получаемой ими информации:
  • 60% данных не представляют интереса;
  • 30% подтверждают картину оперативной обстановки;
  • 5% относятся к категории важных и говорят о перемене обстановки;
  • 5% является дезинформацией.
Интересна и организация ведения информационно-аналитической работы в немецкой разведке. Так, в силу наличия достаточных сил (в аналитическом управлении БНД занято около 1000 сотрудников) среди аналитиков существует узкая специализация.

Работа идет круглосуточно в две смены. Первая смена аналитиков заступает на работу в 8 часов утра. До 9 часов просматривает поступившие на персональные компьютеры информационные сообщения и оперативные материалы из агентурного управления. После чего проводится рабочее собрание ситуационного комитета, в ходе которого на основании поступивших данных принимается решение об информировании политического руководства, министерств и ведомств по тем или иным темам. К 14-15 часам аналитиками готовятся информационные записки, на следующий день направляемые по «электронной» почте адресатам.

В вечернее время в БНД работает дежурная смена аналитиков, которая в случае поступления экстренной информации вызывает нужных специалистов и начинает работу над подготовкой записок в государственные ведомства.

В ходе подготовки информации в БНД учитываются следующие критерии:
  • информация должна быть четкой и конкретной, минимальной по размеру (не более 2-х листов);
  • заголовок должен как раскрывать содержание, так и отличаться броскостью, чтобы привлечь внимание потребителя информации;
  • информация должна носить прогностический характер;
  • для простоты понимания к тексту обязательно приложение в виде его графического отображения, схемы;
  • запрещена дача предложений и рекомендаций в Инстанции по проблемам затронутым в информации;
На всех уровнях работы в БНД и государственных учреждениях развита система оценки информации. Так, при получении данных оперработником и передаче их аналитику обязательна его оценка источника (по критериям: надежности, возможностям получения информации).

В свою очередь обязательна оценка аналитиком уровня правдоподобности излагаемых в агентурном сообщении сведений, запрос по получению дополнительных данных. Кроме того, конечному потребителю вместе с информацией направляется анкета, обязательная к возвращению в БНД, в которой высказывается просьба оценить важность затрагиваемой темы, ее информационную освещенность, необходимость получения дополнительных сведений по затрагиваемым проблемам.

В целях исключения влияния субъективного фактора, например, дружеских отношений на оценку аналитиком материалов оперработника в немецкой разведке исключена возможность прямого общения между аналитиком и оперработником. В этих целях в оперативных управлениях существуют отделы по подготовке агентурных материалов по принятым стандартам для передачи их в информационно-аналитическое управление. В них излагается лишь суть полученной информации, принимаются меры по зашифровке источника, при наличии деликатных обстоятельств указывается необходимость согласования аналитиком информирования Инстанций с оперработником. При этом безопасность источника ставится на первое место.

В целом, как отмечают специалисты, особенностями немецкой экономической разведки является исчерпывающая полнота собираемых данных и системный подход, анализ развития проблемы на протяжении длительного времени.

Похожий на Германию процесс происходил и в Швеции. Так к началу XIX века это государство потеряло около трети своих территорий, отошедших к России, а на шведский королевский престол вошел французский генерал Бернадот. Все это в последующем заставило Швецию быть в стороне от войн и участия в каких-либо военно-политических блоках и пытаться найти свое место в мире, используя политику нейтралитета.

При этом специалисты давно уже говорят о создании своеобразного «шведского» капитализма, оказавшегося ближе к социализму, чем даже советская система, отличительной чертой которого является сильная социальная политика, перераспределение национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения (как известно, в Швеции ? национального дохода распределяет государство).

Сегодня, как и на протяжении двух веков подряд, внешняя и внутренняя политика Швеции характеризуется прагматизмом. При этом экономическая разведка старается добыть информацию по широкому спектру вопросов, с которыми Швеция сталкивается как страна, зависимая от внешних рынков. В этой связи в Швеции задачи национальной разведки объединены с задачами сохранения конкурентоспособности экономики и поставлены на уровень обеспечения национальной безопасности.

Шведы оценивают разведку как средство, способствующее лучшему пониманию внешнего мира и содействующее экономическому процветанию страны. По их мнению, разведка является одним из необходимых институтов, призванного содействовать стабильности государства, информированию высших должностных лиц, а также представителей как крупных корпораций, так малых и средних предпринимателей.

В этой связи в Швеции периодически создаются объединенные комиссии из числа представителей различных отраслей промышленности, правительственных ведомств и научного сообщества, которые с учетом изменений в международной обстановке пересматривают национальные государственные задачи, выделяя новые приоритеты в обеспечении национальной безопасности. В свою очередь такой орган как Национальный шведский комитет по вопросам технического развития (National Swedish Board for Technological Development) служит для передачи информации, в том числе и полученной разведкой, от правительственных органов в частный сектор.

В ответ подразделения бизнес или конкурентных разведок частных компаний рассматривают свою деятельность как средство обеспечения государственной безопасности и, кроме сведений экономической направленности, также ведут сбор информации по широкому кругу сопутствующих вопросов, в том числе интересующих государственные органы власти.

Более 600 шведских предприятий содержат в своем штате офицеров безопасности, в обязанности которых входит, в том числе, ведение конкурентной и экономической разведки. Следует отметить, что, как и во Франции, в Швеции на вузовском уровне проводятся специальные курсы по ведению экономической разведки, в частности, в Лундском, а также в Стокгольмском университете.

Связь между предприятиями, научными кругами и государственными органами власти осуществляется в ходе сотрудничества между ними в рамках организации BISNES (Business Intelligence and Security Network of Sweden). Другие государственные органы, в том числе и SAPO (Служба национальной безопасности), кроме политической и военно-стратегической разведки активно ведут научно-техническую и экономическую разведку, предоставляя полученные сведения частному сектору.

При этом специалисты отмечают, что большую роль в экономическом развитии Швеции играет, подобно Германии, как процесс концентрации производства, так и роль личных взаимоотношений, прочность связей между промышленным, банковским и научным сообществом. В Швеции топ-менеджеры зачастую занимают ответственные посты в двух и более компаниях и, как правило, хорошо знакомы друг с другом. Это позволяет им свободно обмениваться ценной информацией и сопоставлять личный опыт и практику.

Сами шведы не замыкаются в национальных рамках, а работают по всему миру. Так, крупнейшие шведские корпорации, такие как «Volvo», «Saab», «ABB», «Nokia», «Elektrolux» и другие производят около 80% общего объема продаж за пределами своей страны. Шведские компании также не боятся основывать свои штаб-квартиры в других странах. Так, штаб квартира «АВВ Group» находится в Швейцарии, здесь же базируются представительства компаний «Electrolux» и «Tetrapak».

Следует отметить, что корпорация «АВВ Group» с капиталом 40 млрд. долларов США, насчитывающая 1150 дочерних предприятий, действующих в 140 странах мира, первой стала моделировать и внедрять у себя систему экономической разведки. Так, в 1990 году дочернее предприятие корпорации «АВВ Group» — компания «ABB Stromberg» открыло в своем составе подразделение анализа экономической информации (bisiness information and analysis system — BIA). Перед ним ставилась задача повысить качество стратегических решений принимаемых руководством компании и развить у топ-менеджмента аналитический подход к своей работе. Опыт оказался успешным и был принят на вооружение другими компаниями.

В частности BIA, используя внутренние ресурсы других отделов корпорации и привлекая независимых экспертов, сосредоточило усилия на оценке и прогнозировании конъюнктуры на внешнем рынке и составлении методик для выработки стратегии компании. Подразделением готовились анализы основных тенденций на рынке на период от трех до десяти лет, а также прогнозы по таким проблемам как развитие экономики, поведение потребителей, конкурентов, событий внутренней и международной политики и основных тенденций в области развитии технологий.

В результате в ходе работы данного отдела топ — менеджмент «ABB Stromberg» был хорошо информирован в отношении возможных долгосрочных изменений на рынке и, исходя из прогнозов BIA на перспективу, мог своевременно принимать верные управленческие решения.

Указанный опыт ведения экономической разведки вышеназванными государствами интересен тем, что при создании подразделений бизнес-разведок и внедрения конкурентной разведки в корпоративную культуру, компании наталкиваются на проблему необходимости изменения поведения своих сотрудников.

Наверное, здесь и может помочь рассмотренный опыт «проигравших» стран, сумевших поставить разведку на службу государству и обществу и объяснить важность этого института своим гражданам, а также методика организации информационно-аналитической работы в их спецслужбах.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.