24 Jan 09:10 avatar

Бизнес «под лупой» интеллектуальной поисково-аналитической системы


Автор: В. Баранич | Источник: ИП «ТОП СОФТ», Корпорация «Галактика», «Белорусский рынок» № 44, 06.11.2004
Любое предприятие, проработавшее на рынке хотя бы год, обладает уникальным информационным портфелем, в котором есть все, чтобы выбрать оптимальный вариант развития, путь к успеху.

Включите свой рабочий компьютер и просмотрите архивы.

Во-первых, там наверняка содержится огромная база электронной почты. Переписка же с реальными и потенциальными клиентами отражает тенденции в конкретных нишах товаров и услуг, а также стандарты поведения покупателей не менее точно и объективно, чем дорогостоящие маркетинговые и социологические исследования. Нужен только инструмент ее анализа.

Во-вторых, практически на всех компьютерах локальной сети любого предприятия хранятся аналитические отчеты различных служб, переписка между отделами, бухгалтерская отчетность, бизнес-планы, прогнозные разработки и т. д. К этому перечню следует добавить профессиональные досье по различным темам, клиентам, рыночным нишам, которые собирает каждый специалист, уважающий себя и свое однажды потраченное рабочее время. Любой конкурент выложит немалые деньги, чтобы получить доступ хотя бы к малой части этих данных. И желательно в короткое время. Да еще хорошо бы и выборку сделать на интересующую тему.

В-третьих, выйдя в Интернет, сразу наталкиваешься на огромное количество корпоративных, специализированных, тематических ресурсов, посвященных рынку, на котором работает конкретное предприятие. Плюс к этому сегодня практически все печатные СМИ экономической направленности имеют свои сайты. Эти источники позволяют отследить ассортиментную и ценовую политику большинства мало-мальски известных фирм, изменения в ее стратегии, кадровые перестановки, круг ее партнеров, отношения с госструктурами и т. д. Сегодня не только в разведке, но и в бизнесе ценятся специалисты, способные анализировать открытые источники информации…

Проблема лишь в том, что на практике эти информационные «капиталы» в большинстве фирм, за редким исключением, лежат мертвым грузом. Архивы электронной почты в лучшем случае используются, например, чтобы разобраться в конфликте с конкретным клиентом. Файловые архивы – чтобы «поднять» конкретную цифру, решение, о существовании которых смутно помнит менеджер. А интернет-маркетинг в наших краях вообще мало кто практикует. По-другому и быть не может, ведь большинство наших компаний пользуются теми скудными способами поиска, накопления и анализа информации, которые предоставляют стандартные офисные, почтовые программы да все тот же Интернет.

В итоге, чем больше сведений накопили за месяцы и годы работы сотрудники предприятия, тем сложнее этой информацией воспользоваться и, значит, тем ниже ее стоимость. А должно быть наоборот, поскольку анализ данных за более длительные периоды по определению должен давать более точный и объективный результат.

Не случайно многие западные компании активно используют различные системы управления корпоративной информацией, представленной разными форматами и поступающей из разных источников. Речь идет об управлении так называемыми «базами знаний» предприятий.

Вот, к примеру, один из возможных подходов: четко структурировать информационный поток по разделам, темам, рубрикам, а также определить жесткий регламент (то есть периодичность, форму, качество и т. п.) ввода в систему разноплановых сведений. Правда, при этом отсекаются огромные пласты полезной внешней и внутренней информации (в частности, размещенной в Интернете, а также в личных архивах сотрудников предприятия). К тому же приходится оплачивать специалистам рабочее время, необходимое для ввода и структуризации информации (без гарантии, что вся она пригодится для дела).

Современные мощности персональных компьютеров в сочетании со специализированными компьютерными программами, способными самостоятельно искать, структурировать и анализировать текстовую информацию, позволяют намного упростить эту задачу. Естественно, такая программа должна быть адаптирована к местным условиям и «говорить» на понятном пользователю языке. Учитывая наличие в нашей стране хороших программистов, появление на белорусском рынке своей разработки было делом времени.

В данном случае речь идет о поисковой системе «Галактика-ZOOM» ( zoom.galaktika.ru ), ориентированной на бизнесменов, бизнес-аналитиков, менеджеров по маркетингу или продажам – людей вечно занятых, у которых остается мало времени для анализа, но результаты работы которых зависят именно от глубины анализа.

При этом важно, чтобы поисковая система располагалась не где-то там, в Интернете (как, например, www.open.by или www.google.com), а прямо у вас на компьютере. Например, если ввести в нее определенный запрос (скажем, «Автомобильный рынок Беларуси в 2000-2004 годах»), программа проведет поиск с использованием того же www.open.by и десятков других поисковиков Интернета, «перелопатит» всю корпоративную почтовую базу, рассылки информационных агентств и поставщиков деловой аналитики, извлечет всю имеющуюся по этой теме информацию из системы документооборота предприятия и файловых архивов его сотрудников.

В результате пользователь получит отсортированные по значимости ссылки на документы по теме (причем повторяющиеся ссылки будут отсечены, что уже сэкономит время пользователя). При необходимости можно выбрать документы за определенный период и из определенных источников. В принципе, есть немало подобных поисковых механизмов, но этого недостаточно. Система непременно должна обладать собственным, практически неограниченным в размерах хранилищем, в котором годами автоматически накапливается информация по любым интересующим пользователя темам (например, «внешняя торговля», «налоги», «лидеры рынка», «компания Х» и т. п.). Что это дает? Возможность в реальном времени, за считанные секунды выполнить любой запрос.

Встает закономерный вопрос: можно ли как-то автоматизировать процесс анализа найденных документов? Ведь это самый длительный этап, отнимающий у пользователей дни и недели рабочего времени. Да, машина не умеет думать, зато она умеет считать. Например, составлять статистику наиболее часто встречающихся слов и словосочетаний. Программа, по сути, выявляет статистически значимые связи между объектами (персонами, предприятиями, событиями, процессами). В том числе и те, на которые зачастую не обращают внимания аналитики при самом тщательном исследовании. В итоге создается полноценный информационный портрет объекта, будь то отрасль, предприятие или конкретный представитель директорского корпуса.

Такая программа способна помочь аналитику сравнить объект с аналогами (например, выстроить рейтинг конкурирующих предприятий), изучить его эволюцию и спрогнозировать дальнейшее развитие, выявить прибыльные ниши, отследить общественное мнение о компании, определить потенциальные угрозы для ее бизнеса, проверить репутацию потенциальных партнеров, разработать обреченный на успех рекламный ход, который будет основан на реальных предпочтениях потребителей. Со временем подобные инструменты для работы с деловой информацией станут стандартом, возьмут на себя роль компетентного и оперативного консультанта руководителей и менеджеров предприятий.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.