25 Jan 09:51 avatar

Какая информация нужна малому бизнесу?

Автор: В. Светозаров | Источник: Бизнес-разведка и информационный менеджмент (21.05.2002)

Система ММЦ — уникальная сеть деловой информации

О Системе Межрегиональных маркетинговых центров (ММЦ) шла речь на последнем форуме БИНФО в выступлении Игоря Феликсовича Михайлова, директора по информации этой системы. Нам показалось, что эта система заслуживает того, чтобы о ней рассказать, ибо она в своем роде уникальна.

Система ММЦ администрирует собственную информационную сеть, наполненную информационными ресурсами, большая часть которых присутствует в открытом доступе. Основные базы данных: «Предприятия и организации», «Коммерческие предложения», «Каталог товаров и услуг», «Инвестиционные проекты». Кроме того, ведется еженедельный мониторинг «Мелкооптовые цены на региональных рынках». Уже из названия видно, что это прежде всего оперативная информация, требующаяся для принятия оперативных деловых решений. Как следует из упомянутого выступления Игоря Михайлова, Система ММЦ создана по инициативе Московского правительства с целью поддержки малого и среднего предпринимательства.

Проект мне показался интересным, и я попросил г-на Михайлова о встрече. Встреча состоялась.

Начал с вопроса о том, как пришли к идее создания открытой системы маркетинговой информации.

«Мощные информационные массивы создаются обычно либо крупными маркетинговыми фирмами, либо торгово-промышленными палатами и редко бывают доступны для огромного числа небольших предприятий и фирм», — говорит И. Михайлов. — «Московское правительство еще в 1997 году проявило инициативу и выделило деньги на создание информационной сети открытого доступа, ориентируясь на малый бизнес».

Надо сказать, что правительство столицы и контролирует работу ММЦ через сложную систему учредительства. Участниками Системы ММЦ могут быть маркетинговые фирмы, юридически связанные с Московским фондом поддержки малого предпринимательства: Фонд либо является одним из учредителей ММЦ, либо заключает договор о совместной деятельности. Московский фонд, который является уполномоченным оператором целевых средств, выделяемых Московским правительством на развитие малого предпринимательства, — совладелец всех предприятий холдинга. Но прямого бюджетного финансирования Система ММЦ не имеет. Она получает доход от коммерческих операций или как исполнитель проектов инфраструктуры поддержки МП.

В настоящее время действуют 67 Межрегиональных маркетинговых центров в регионах России, отдельных странах СНГ, а также в некоторых государствах «дальнего зарубежья». И. Михайлов подчеркивает: Система ММЦ — не только информационная сеть, но и система компаний, которые работают в единых стандартах, могут обслужить клиента, где бы он ни находился, откуда бы ни пришел".

Создание межрегиональной сети проходило не без труда. Инициатива москвичей поначалу кое-где в регионах подвергалась достаточно критическому рассмотрению. По словам Михайлова, некоторые местные администрации объявили всю экономическую информацию данного региона или области «собственностью» местного правительства. Вводились запреты на «вывоз информации». Но сама жизнь, реальные потребности развития национального рынка заставили тогдашних местных руководителей, по меньшей мере, не настаивать на исполнении принятых ими решений по ограничению доступа к коммерческой информации.

Во время нашей беседы г-н Михайлов несколько раз подчеркивал, что Систему ММЦ нельзя рассматривать как исключительно информационную. Ее функции значительно шире. Оказываемые услуги условно подразделяются на три группы:
1. Собственно информационные услуги. Существуют базы данных, которые пополняются в ежедневном режиме. Сотрудники центров собирают информацию о местных предприятиях, о коммерческих предложениях, инвестиционных проектах, о товарах и услугах. Все это хранится в единых форматах в базах данных и доступны через Интернет. Информация бесплатна, за исключением доступа в базу данных о предприятиях, за который незарегистрированные пользователи должны платить небольшие деньги.
2. Маркетинговые и презентационные услуги. В Интернете это, прежде всего, аренда «виртуального офиса», который позволяет предприятию совместить Интернет-представительство с защищенной системой корпоративного документооборота. В «офлайне» — это комплекс услуг, объединенных под термином «презентационный маркетинг»: активный поиск деловых партнеров в регионах по параметрам, определенным заказчиком. Кроме того, по заказам клиентов выполняются исследования рынка, создаются другие аналитические продукты. Система ММЦ позволяет сделать подобные услуги дешевле, так как не требуются дополнительные расходы на поиск и найм в регионах субподрядчиков.
3. Другие коммерческие услуги — от посреднических до участия в инвестиционных проектах.

Разговор с И. Михайловым, естественно, фокусируется на информационных аспектах деятельности ММЦ.

«Базы данных не строятся по отраслевому принципу, — говорит И. Михайлов, — Собираем массивы по всему, что попадается, поскольку потенциальному клиенту может понадобиться все, что угодно. Используем собственные классификаторы продукции, видов деятельности и т.п. Почему собираем информацию по всем отраслям? Экономика вещь подвижная. Зачем себя сознательно загонять в рамки? Раздавались предложения сосредоточиться на легкой промышленности, на пищевой, но отраслевой подход был отвергнут. В то же время еженедельно публикуем маркетинговые рыночные обзоры, которые в основном посвящены рынку продуктов питания.

Вся информация стекается на центральный сервер Системы ММЦ. В каждом региональном центре есть своя интранет-система: сервер, менее мощный, но в той же программной оболочке, с теми же базами данных. Однако здесь собираются сведения только по данному региону. Проработаны все процедуры обмена информацией между центральным и региональными серверами. Вся региональная информация представлена на центральном сервере, но права на ее обновление, редактирование, удаление принадлежат исключительно ее поставщикам — региональным центрам».

Интересно узнать, много ли представителей малого бизнеса имеют возможности и реально пользуются Интернетом для сбора коммерческой информации, в частности, Вашей онлайновой системой?

И.М.: «Давайте считать. В Москве порядка полмиллиона зарегистрированных МП. Живых — примерно половина. Из действующих МП, по нашим оценкам, 30% имеют доступ в „паутину“, а около 80% пользуются электронной почтой. Но это в крупных городах. В остальной России Интернет доступен 5-10% предприятий, не более. Положение усугубляется тем, что во многих регионах индустрия телекоммуникаций монополизирована и связисты непомерно задирают тарифы».

Есть ли у вас информация о зарубежных рынках?

И.М.: Поскольку Система ориентирована на привлечение бизнес-партнеров и инвесторов в российскую экономику, то и информацию мы собираем по России. Наши зарубежные центры также ориентированы на работу с компаниями, которых интересует Россия.

Какую информацию по России Вы считаете наиболее ценной в общем массиве данных, которыми располагает ММЦ?

И.М.: Это в первую очередь, информация о предприятиях. Кроме стандартной формы (адрес, руководитель и т.п.) можно найти подробное описание профиля предприятия, его продуктов и услуг.

И это единственная база данных, за доступ в которую надо платить?

И.М.: Да, единственная. Причем расценки небольшие, так как проект осуществляется в рамках Комплексной программы Правительства Москвы по поддержке малого предпринимательства и мы не имеем права продавать информацию по реально действующим рыночным расценкам. Примерно 800 рублей за месячное пользование. Символическая плата, имеющая скорее психологическое значение.

Вы изучаете пользователей системы? Кто они? Какие отрасли представляют?

И.М.: Имеющаяся база данных пользователей позволяет сделать вывод о том, что подавляющее большинство — малые предприятия, а также предприниматели без образования юридического лица. Хотя мы не ограничиваем свою клиентскую базу. В то же время есть примеры сотрудничества и с крупными компаниями. У них обычно особый интерес к региональным кадрам, которые им необходимы для работы по их собственным проектам.

Какая информация больше всего интересует пользователей?

И.М.: Это прежде всего информация, связанная с поиском партнеров, поставщиков, дилеров. На втором месте информация о региональных рынках — объемы продаж, сегментированность, цены. В третью группу запросов я бы включил обращения зарубежных клиентов. Их интересуют возможности выстраивания отношений с местными администрациями. И мы можем реально помогать в этом деле, поскольку наши региональные центры опираются на местные власти. Последние входят в число учредителей ММЦ, а если и не входят, то все равно поддерживают. Как я уже говорил, первоначальные тенденции местничества успешно преодолены, и мы работаем с администрациями дружно. Так что у руководителей региональных центров не вызывает трудностей зайти в администрацию, переговорить и помочь решить какой-либо вопрос.

Коль скоро Вы упомянули зарубежные компании, хотелось бы узнать Ваше мнение о конкурентоспособности отечественного малого предпринимательства в свете ожидающегося вступления России в ВТО, а значит в перспективе — более открытого для международной конкуренции внутреннего рынка нашей страны. К примеру, не потеснят ли вновь западные продовольственные продукты отечественную продукцию, как это наблюдалось с десяток лет назад в крупных городах?

И.М.: Я специально не изучал вопрос о последствиях вхождения России в ВТО. Кризис 1998 года породил бум «импортозамещения». Это хорошо видно на примере бурного развития пищевой промышленности. Западные пиво, колбасы и молочные продукты существенно потеснены. Но если членство в ВТО потребует снижения ввозных пошлин на товары широкого потребления, то, боюсь, это негативно отразится на малых предприятиях. Хотя, в конечном счете выиграет потребитель, то есть мы с вами.

И последний вопрос к директору по информации Системы ММЦ Игорю Михайлову: о ближайших перспективах развития Системы.

И.М.: «В уходящем году мы создали собственный веб- портал — комплекс интерактивных сервисов, позволяющий формировать информационный массив за счет активности самих пользователей. Входя в портал, пользователь может бесплатно оставить визитную карточку своего предприятия. Есть и другие пути объявить о себе. Например, открыть свой виртуальный офис, используя нашу программную разработку — комбинацию веб-сайта и системы документооборота. С 2002 года пользователи смогут пользоваться бесплатной электронной почтой, а также создавать собственные рассылки, участвовать в аукционах. Новый программный комплекс — интерактивный, более умный, чем раньше, предлагающий новые услуги.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.