28 Jan 09:27 avatar

«Персональные данные - чувствительная информация», - Владимир Васильев


Источник: Мир новостей, 17.01.06
— Александр Борисович, какова связь между информационной и экономической безопасностью?

— Информационную безопасность мы рассматриваем как важнейшую составляющую экономической безопасности, учитывая, что в условиях рыночных отношений информация, информационный ресурс является новым видом собственности и требует создания системы ее защиты.

При этом важнейшей целью является защита, прежде всего, экономических интересов гражданина, организации, государства, а для преступников в этой сфере, как правило, получение материальной выгоды.

Необходимо отметить, что потерпевшей стороне в любом случае наносится материальный — экономический ущерб. В некоторых случаях это — прямой ущерб от потери собственности, упущенной выгоды или потерь связанных с преодолением последствий преступной деятельности, в других — косвенный, когда в результате, например, морального ущерба, ущерба репутации, происходит ухудшение экономического положения.

— Базы данных из ЗАГСов, паспортных столов, ГИБДД, МГТС можно свободно купить. Взять хотя бы последний случай утечки информации о доходах граждан. Как это вообще стало возможно? Ясно, что это новый вид бизнеса, а «сливает» информацию тот, кто имеет к ней доступ.

— А вы не задумывались, почему утечка базы данных о доходах граждан приобрела такой резонанс? Да потому что, это связано с последствиями, затрагивающими экономические интересы практически всех. А ведь в условиях рынка экономическая информация имеет исключительное значение.

На самом деле необходимо обеспечивать безопасность не только государственных, но и муниципальных и коммерческих информационных ресурсов. Несмотря на то, что содержащаяся в них информация не является государственной тайной, ее утечка зачастую нарушает права граждан на неприкосновенность личной жизни, и ответственность за такую утечку должны нести держатели этих информационных массивов.

И дело здесь не только в том чтобы закрыть все такие каналы утечки, но и создать нормальные механизмы распространения информации для доступа граждан к государственным и муниципальным информационным ресурсам.

Пока же все происходящее говорит о том, что уровень информационной безопасности еще крайне низок. Конечно, многое из нынешних проблем досталось нам из прошлого. В СССР, при жесткой командно-административной системе, была создана эффективная система защиты государственной и военной тайны. Достаточно вспомнить, что и запуск первого спутника Земли, и полет Гагарина оказались полнейшей неожиданностью для всего мира. В те времена огромные пласты информации почти повсеместно были защищены статусом гостайны. А сегодня мы, находясь в переходном периоде формирования рыночных отношений, во многом оказались не готовы к вступлению в глобальное информационное общество. Взрывное развитие информационных технологий, выход на информационный рынок большого числа различных структур, появление новых видов конфиденциальной информации требуют четкой регуляции процессов.

— Например, интернета?

— Кстати, несущего в себе немало опасностей. Ведь, например, информационные войны по своей разрушительности могут значительно превышать последствия применения оружия массового поражения.

— Компромат, «вбросы»? Например, вдруг появится вброс о том, что якобы российские банки объявляют дефолт. Последствия будут ужасными для экономики, политики?

— Да, такие «вбросы» могут иметь очень серьезные негативные последствия для миллионов людей. Но интернет — это уже вопросы международного права, с позиций отдельно взятой страны эти вопросы в полном объеме не решить.

— Вы говорили о доступности информации...

— Задача состоит не только в том, чтобы обеспечить физически доступ к информации. Дело в том, что многие информационные ресурсы разрознены и требуется их интеграция, что позволит получить качественно новый информационный ресурс, представляющий интерес, как для государственных органов, так и для отдельных граждан.

Кроме того, необходимо создавать новые информационные ресурсы.

В качестве положительного примера можно отметить вступивший в силу в этом году Закон РФ «О бюро кредитных историй», создавший основу для формирования новых информационных ресурсов о надежности заемщиков.

А также создаваемый в Москве Реестр деловой репутации партнеров Правительства Москвы, который позволит получать объективную информацию об экономической деятельности хозяйствующих субъектов.
В управление поступает очень много обращений от граждан, которые спрашивают можно ли доверять той или иной фирме. Ведь, например, одна из причин возникновения проблемы обманутых соинвесторов была невозможность получить достоверную информацию о фирмах-застройщиках. Данные реестра помогут людям принимать решения, с какой компанией имеет смысл сотрудничать.

— Вопросы информационной безопасности в той или иной степени затрагивают интересы каждого. Наверное, для решения этой проблемы необходимо привлечение специалистов и общественности?

— Безусловно. С 2001 года проводится Всероссийская конференция ИНФОФОРУМ. Ее организаторами являются Комитет ГД по безопасности, Аппарат Совета безопасности РФ, Правительство Москвы, ФСБ и МВД России, ряд других государственных, общественных и бизнес структур. На ИНФОФОРУМ выносились такие проблемы как «Новые информационные технологии для будущего России», «Индустрия информационной безопасности в России и мире», «Приоритеты законодательного регулирования информационной безопасности» и др.

На наш взгляд — это уникальная площадка, по сути, постоянно действующий механизм для конструктивного и открытого диалога между властью, специалистами и деловым сообществом, между центром и регионами, между различными отраслями экономики и государственного управления.

— Вы не раз говорили, что обеспечение экономической безопасности требует, прежде всего, совершенствования законодательной базы. Очевидно, что это относится и к информационной безопасности.

— Да. Базисным государственным документом в этой сфере является Доктрина информационной безопасности РФ, утвержденная Президентом России 9 сентября 2000 года.

Доктрина содержит четыре основных составляющих.

Первая — это защита интересов личности в информационной сфере: право гражданина на доступ к информации, на ее использование. Вторая — информационное обеспечение государственной политики. Третья — это защита интересов государства в информационной сфере: развитие информационной инфраструктуры и современных информационных технологий. И четвертая составляющая — это защита информационных ресурсов, как таковых.

В России действует ряд законов, таких как — «Об информации, информатизации и защите информации», «Об электронной цифровой подписи», «О Коммерческой тайне».

Вместе с тем, практика выявляет «белые пятна» в законодательстве, несовершенство уже принятых нормативных актов. Именно поэтому в Государственной Думе в данный момент проводится работа по рассмотрению и принятию так называемого «Правительственного пакета в области информатизации».

Правительство Москвы принимает активное практическое участие в этой законотворческой деятельности.
В столице действует Городская целевая программа «Электронная Москва», в рамках которой разработана Концепция информационной безопасности в органах исполнительной власти Москвы. Эта концепция была утверждена Мэром Москвы 9 сентября 2005 года.

Время показало необходимость системного и комплексного подхода к проблемам информационной безопасности. Сегодня вопрос стоит так: информация, информационный ресурс должны быть надежно защищены.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.