12 Feb 17:40 avatar

Бизнес-разведка и СМИ. Часть №3


Автор: Виктор Дудихин
Бизнес-разведка и СМИ. Часть 2

Открытые источники информации — что может помешать их использованию при аналитике. Приемы журналистики — приводящие «зашумлению» информационных потоков
Коммерческий подход к информации

Практикуемый ныне маркетинговый подход в СМИ требует соответствующего подхода при анализе опубликованной там информации. Следует помнить, издания вынуждены идти на поводу у читательского интереса, подавать материалы в виде удобном для понимания публикой. Из потока новостей выбираются те сообщения, которые полезны в практическом плане (например, используемые как повод для скрытой рекламы), либо те, которые вызовут яркую эмоциональную реакцию у читателей. Издания стараются всячески привлечь внимание, поэтому готовы подать даже самую ничтожную новость, так, чтобы ее заметил читатель. Маркетинговый подход в журналистике требует — издание должно быть обязательно продано! Это вопрос выживания в условиях рынка.

Сегодня во многом преобладает мнение — «новость должна быть со знаком минус». Часть изданий даже не сообщают то, что может быть отнесено к позитивным новостям. В российском медиа-пространстве значительная доля публикаций агрессивных, откровенно желчных, язвительных, с обидной издевательской интонацией. Особенно это заметно у так называемых интернет-изданий. Это весьма осложняет анализ, так как приходится затрачивать усилия на селектирование эмоциональной составляющей и отсеивание выдумок, дабы получить те немногие зерна истины, которые присутствуют в публикациях.

Вполне возможно, существующая ныне ситуация — это всего лишь компенсация комплексов поколений интеллигенции вскормленных в условиях государственной монополии, вынужденных в советское время «выдавать на-гора» преимущественно позитив.

Поэтому, работая с источниками, следует пытаться отличить события значимые от искусственных поводов, призванных заинтересовать публику и позволить изданию выделиться из ряда себе подобных. В теории современной журналистики бытует мнение, что существуют следующие основные способы привлечь к себе внимание публики:
  • предпочтительнее описывать события, касающееся элитных слоев общества;
  • в событии должен быть главный (положительный) герой, позволяющий публике увидеть в нем себя;
  • предпочтительнее наиболее негативное событие;
  • событие должно однозначно пониматься публикой;
  • событие должно быть максимально согласованным с упоминаемыми темами новостей.
Новомодные журналистские приемы подачи новостей требуют внимательного подхода при анализе текстов. Эмоции, захлестывающие некоторые публикации, делают события в них описываемые только лишь внешне правдоподобным. Постарайтесь рассмотреть более внимательно предсталенные факты, и может быть станут видны «ослиные уши» лжи, замалчивания, подтасовки и тенденциозной интерпретации.

Сегодня в тональности подачи информации преобладает — сенсационность, броскость, претензия на оригинальность, видимость полезности и документальности. Такое положение считается многими основным в журналистике. Вот именно эти составляющие и надо постараться найти в материале, проанализировать, оценить их действительную значимость, чтобы отделить «зерна от плевел» и взять из текста только то, что относится исследуемому вопросу, а не к «завлекательно-рекламной» оболочке.

Постоянно изобретаются все новые всевозможные и весьма изощренные способы подачи событий [1]. Например, прием называемый инфортейтментом. Скорее всего, это слово пример современного английского новояза: infortantment — информирование через развлечение (information (информация) + intertainment (развлечение)). Суть его в том, что обыгрываются новости, якобы для того, чтобы сделать их понятными читателю.

В погоне за занимательностью в материал встраивается значительное количество дополнительных, лишь опосредовано связанных сюжетов, в надежде создать внешне занимательную газетную полосу-спектакль. Анализ всей этой дополнительной информации в лучшем случае бесполезен.

Или, так называемый финишинг (finishing — завершающий, конечный, последний) доведение новости и откликов на нее до логического конца. В старые добрые советские времена это называлось «Возвращаясь к напечатанному». Такой журналистский прием дает возможность многократно использовать реакцию на публикацию, стараясь «обсосать» каждую тему в каком-то новом ракурсе, стремясь максимально долго привлечь к ней внимания читателя. Вставляются произвольные комментарии, не слишком связанные с основной темой, допускается, и даже приветствуется повторы описаний, создающих значительный информационный шум, мешающий при поиске и анализе информации.

Существуют даже провокативные приемы подачи новостей, активно используемых журналистами. Например, съемки скрытой камерой. Яркий пример — популярная юмористическая передача «Городок». В ней достаточно часто ничего не подозревающим людям подсовывают инсценировку какого-то шокирующего события, снимая их реакцию на пленку.

Влияние жанра на достоверность. Жанровый анализ текстов
Поставив задачу, научится извлекать правдивую и достоверную информацию из открытых источников СМИ, не грех было бы разобраться с видами публикаций, То есть поговорить о возможных жанрах журналистики.

Прежде всего — классическое определение: «Жанр — это вид литературных и иных творческих произведений. В каждом жанре присутствуют некое взаимопроникновение цели и используемых выразительных средств. Такое соответствие замысла и стилистики, во многом предопределяет качество и потенциал творческого продукта».

Считается, что вся литература делится на три части — художественная литература (образное отражение мира), научная (систематизация объективных знаний) и публицистика (открытое политическое и весьма тенденциозное отражение действительности).

Публицистику, по идеи, отличает оперативность, документальность и адресность. То есть в газетных публикациях, по крайней мере, должны быть освещены общественно значимые реальные события, поведанные публике после их совершения и представленные читабельном виде.

В свою очередь публицистика делится на:
  • Информационную (фактологическую). В ней автор посредник между информацией и читателем. Её задача, как можно более точно и беспристрастно рассказать о событиях.
  • Аналитическую, в основе которой мнения автора, его оценки, анализ.
  • И разнообразные художественные жанры — когда автор делится своими эмоциональными, образными впечатлениями о событиях.
При знакомстве с анализируемыми материалами достаточно важно определить тот жанр, к которому тяготеет рассматриваемая публикация. Законы жанра во многом диктуют требования достоверности и эмоциональной составляющей подачи материалов. Представляется вполне естественным, что в деловых СМИ — скорее встретишь комментарий, статью или расследование, а в спортивных — более естественно выглядят комментарий, репортаж или отчет. Своевременное распознание жанра может позволить составить более адекватное представление о достоверности исследуемых материалов, так как в каждом жанре присутствуют свои «условности» и «правила игры».

Информационная журналистика

Рассмотрим подробнее то, чем оперирует такая журналистика. В ней особо распространены заметка и интервью.
Заметка — это основной оперативный жанр. Она соответствует фактологическому принципу отражения, в ней приводятся факты, события, явления и их подробности. Логические и эмоциональные оценки вторичны, либо вообще нежелательны. Заметки могут представлять собой «хронику» — то есть одно или два предложения лаконично содержащее сверхоперативное изложение событий. Обычно в повествовании присутствуют лишь некоторые детали, в расширенной заметке детализируется субъекты, причины событий, их последствия и т.д.

Как правило, в начале заметки кратко дается ответы на вопросы: «кто» (люди, инициировавшие или вовлеченные в события), «что» (подробности, детали события), «где» (описание места действия) и «когда« (время, продолжительность события). Затем, по мере детализации, следуют ответы на вопросы «как« (развитие события), «почему» (причины события), «с какими последствиями» (по какой причине).

Интервью, это некая вопросно-ответная форма публикации — достаточно популярный жанр современной журналистики. Оно особенно убедительно и достоверно, поскольку в ней не интерпретированные мнения, а конкретные слова конкретного человека. Различают три подвида — портретное (о личности), проблемное (позиция компетентного лица), информационное (рассказывает о развитии события, дает мнение свидетеля).

Аналитическая журналистика

Этому подвиду журналистики более характерны: корреспонденция, комментарий, статья, обозрение, рецензия, письмо и расследование. Работающий в жанре корреспонденции журналист сопоставляет позиции вовлеченных в события сторон и может даже наметить курс на позитивное изменение действительности. Если это представляется возможным, то дает рекомендации.

Следует всегда подходить очень осторожно к таким публикациям. Выяснение и сопоставление позиций легко можно сделать односторонним и предвзятым, текст насытить тупиковыми вариантами, а в качестве предлагаемого разрешения проблемы постараться «протолкнуть» выгодное для одной из сторон. Вопрос того, насколько бескорыстно это проделывается, решается в рамках проблемы выяснения «заказаности» конкретного материала.

Все сказанное в предыдущем абзаце относиться к статье как отдельному жанру. Это самый объемный и концептуальный жанр аналитической журналистики. В статье раскрывается система взглядов автора на проблемы, доказываются правильность имеющихся позиций с различными аргументами. Задача статьи — убедить в своей правоте, создать общественную позицию у читателей.

Кроме этих основных жанров, в аналитической журналистике можно встретить обозрение. Оно скорее характерно для еженедельников и толстых журналов. Не описывая подробно, обозреватель дает как бы панораму событий за определенный отрезок времени, показывая как события были отраженны в статьях СМИ.

К «просветительским» жанрам относят и рецензию, весьма распространенную в литературно-художественной критике. Рецензия — это действительность, пропущенную через творческое сознание, ее автора.

Ныне одним из самых популярных жанров журналистики считается письмо. Оно отличается пафосом, импульсивностью и даже истеричностью. В основе большинства подобных публикаций лежит мотивация — «Не могу молчать!» или «Доколе!». Весьма распространено у провинциальных журналистов, нештатных сотрудников редакций, делящихся своими впечатлениями, размышлениями и апеллирующих к общественному мнению. В подавляющем своем большинстве их материалы субъективны, пусты и манипулятивны.

И наконец, можно говорить о расследовании — современном аналитическом жанре, открывающем новые темы, выясняющего истинные причины и виновников (если таковые имеются) у определенных реалий. Часто подобные материалы грешат сенсационностью, надуманностью и малой достоверностью.

Рассматривая СМИ как источник информации, необходимо кратко, коснутся художественно-публицистических жанров. К ним относятся зарисовка, очерк, фельетон и эссе.

Зарисовка — краткий рассказ о человеке или событии средствами эмоционального рисунка, с преобладанием художественного отражения действительности. Очерк наиболее сложный и масштабный жанр публицистики, синтез логико-рационального и эмоционально-образного в подаче информации.

Фельетон — оригинальный, ироничный, а иногда и просто комичный жанр художественной публицистики, показывающий суть отдельных явлений. Правда, он часто грешит домыслами, лукавствами и различными ассоциативными приемами.

Эссе позволяет автору свободно, излагать свои собственные рефлексии и взгляды. Эссе — самовыражение, субъективная трактовка темы, погоня за истиной вместе с читателем. При всей яркости художественно-публицистических жанров, сложно рекомендовать такие произведения в качестве источников при ведении конкурентной разведки. Следует проявлять известную осторожность, дабы не попасть под очарование таланта автора, и не принять художественный вымысел или поток сознания за реальные события.

1 — Васильева Л. А. Делаем новости! Учебное пособие, www.cjes.ru/lib/content.php?content_id=5232&category_id=3


Бизнес-разведка и СМИ. Часть 4

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.