12 Feb 17:49 avatar

Бизнес-разведка и СМИ. Часть №7


Автор: Виктор Дудихин
Бизнес-разведка и СМИ. Часть 6

А что же делать, как жить дальше?
Вопросам защиты от манипулятивных воздействий посвящена обширнейшая литература. Приводятся самые различные рецепты [1], начиная от простейших, основанных на минимизации контактов со СМИ и до весьма продвинутых, требующих анализа ситуации. Здесь будет вполне уместно упомянуть правила, сформулированные в книге «Манипуляция сознанием» С.Г. Кара-Мурзы [2], минимизирующие риск манипуляции. Приведем их изложение, например, в редакции монахини Нины (Крыгиной) [3] несущей послушание Среднеуральском женском монастыре. г.Екатеринбург.

Матушка Нина пишет, что, прежде всего необходимо:
  • Включение здравого смысла
    При анализе текста попробуйте попытаться ответить на вопрос «А как бы я сделал это?», т.е. предложите иное, более простое решение, по сравнению с тем, что предлагают авторы текста.
  • Диалогичность мышления
    Постарайтесь быть не только потребителем готовых идей и решений. Не принимайте серьезные утверждения на веру. Попытайтесь, обдумать проблему, провести ее обсуждение, диалог (хотя бы мысленный).
  • Изменение темпа
    Манипуляция достигает цели, если она опережает процесс мобилизации психологической защиты объекта поражения. Поэтому такое большое значение в СМИ придаётся сенсационности и срочности «жареных фактов». Постарайтесь не поддаваться такому давлению. Ничего страшного не случится (за редчайшим исключением), если сформируете свое мнение по тому или иному вопросу чуть позже, хорошенько все обдумав. Нельзя не согласиться с утверждением, что «тугодумие» российских крестьян во многом объясняет их устойчивость против манипуляции (как, впрочем, и у любому иному воздействию).
  • Непредсказуемость
    Легче всего манипулировать человеком, мыслящим стереотипами, которые есть по своей сути определенные алгоритмы поведения и жизни. Уход от них может помочь разрушить все программу манипуляции.
  • Отключение эмоций
    Большинство манипулятивных информационных воздействий основано на эмоциональном воздействии. Постарайтесь воспринимать сообщения по возможности бесстрастно. Если возможно принимайте решения «на холодную голову», отсекая навязываемую подсказку. По крайней мере, убедитесь, соответствует ли она вашим интересам.
  • Отсеивание шума
    При решении проблем очень важно сосредоточиться, поэтому постарайтесь ограничить себя в контактах с посторонними источниками информации (т.е. «отсечь информационный шум»). Очень важно при этом все же обеспечить себя достаточным для принятия решения количеством информации.
  • Поиск корня проблемы
    Критически подходите к имеющимся трактовкам событий. Еще не факт, что Вам предлагается — истина в последней инстанции. Старайтесь, по возможности, нащупать глубинные причины событий, докопаться до «корней проблемы». Это можно проделать, например, если отвергнуть предложенную трактовку и начать ставить собственные вопросы, углубляясь в предмет шаг за шагом.
  • Смена языка
    Считается, что один из эффективнейших способов защиты от манипуляции — отказ от языка манипулятора. Попытайтесь (хотя бы для себя) пересказать рассматриваемую проблему «своими словами», то при удаче можно не только лучше понять суть дела, но и избежать манипулятивного насилия над вами. При этом постарайтесь избегать идеологических категорий, ярлыков и штампов.
  • Создание альтернатив
    Очень часто выгодное для кого-то решение, представляется как не имеющее альтернативы. Жизнь многовариантна, альтернатива есть всегда или почти всегда. Если замечено такое — задумайтесь. Может быть, такой текст несет в себе «ядовитые плевела» манипуляции.
  • Создание контекстов
    Реальная жизнь значительно сложнее нашего представления о ней. Любая наша модель действительности отражает только некоторые ее стороны. Поэтому, если втиснуть некую проблему в искусственно построенный контекст, то «играя» на несовершенстве или особенности модели можно подвести жертву к нужным для манипулятора выводам. Если у вас имеются такие подозрения, то попробуйте изменить постановку вопроса, заменить предлагаемый контекст иным, построенным либо вами, либо полученным из независимых источников.
  • Уход от захвата и сокращение контактов
    В своей книге С.Г. Кара-Мурза утверждает, что важный этап в манипуляции — захват аудитории, установление контакта с ней, как бы её присоединение. Манипуляция вряд ли будет возможна без возникновения некого доверия к манипулятору у его жертвы. Само собой разумеется, что лучше всего стараться оградить себя от контактов с потенциальными манипуляторами. Нужная информация, так или иначе, все равно станет вам доступна, и вы не много от этого потеряете. Если и это невозможно, то постарайтесь вынудить манипулятора перейти сразу к сути дела, не позволив «присоединить» аудиторию, после чего способность критически воспринимать сообщения, как правило, утрачивается.
Не могу не вспомнить случай из собственной жизни. Лет пять назад, по недоумию заполнив в одном из больших московских магазинов некую псевосоциологическую анкету покупателя, мы с женой вдруг оказались приглашены на «учредительное собрание элитного клуба». Неясные подозрения возникли сразу, но любопытство взяло верх. Все оказалось банальнейшим надувателством с продажей так называемых тайм-шеров.

Театральное действо было поставлено на поток в нескольких залах одновременно и организовано по классическим канонам НЛП, «зомбирования» и манипуляции. Тут и жесткий контроль над передвижением «жертв» (самостоятельно нельзя было выйти из аудитории, прикрепление к каждой паре персонального менеджера, который всячески старался найти с нами контакт) и массированная предварительная обработка в виде многочасовой лекции.

Счастливчики (возможно, подсадные), тут же в зале один за одним подписывали контракты и пили шампанское. Все что тогда требовалось — это добровольно расстаться с примерно десятью тысячами долларов. Признаюсь, во многом тогда нас спасло только полное отсутствие необходимой суммы и остатки здравого смысла не позволившего занять деньги в долг. Но среди наших знакомых не всем так бешено повезло как нам.

Около года назад у нас дома раздался звонок, и вкрадчивый женский голосок сообщил нам о чудесном выигрыше в благотворительную лотерею. Мы с супругой, как наивные дети отправились за выигрышем. Когда стали приближаться к указанному в приглашении адресу в районе метро Павелецкая, смутные воспоминания начали тревожить душу. Вскоре мы оказались в том же самом зале и слушали ту же «лабуду» про те же самые тайм-шеры. Только народу в зале было существенно меньше и для «безумного счастья» требовалась уже значительно меньшая сумма. Решив взять реванш, мы в этой вечер хулиганили и отрывались ото всей души.

История учит тому, что она ничему не учит. Человека можно обманывать бесконечно долго и будет он идти строевым шагом по полю усеянному одними и теми же граблями. Вероятно, поэтому в своей книге С.Г. Кара-Мурза пишет: «Всё это, конечно, советы (приведенные в его книге, Д.В.) слабые. Главный совет — думать, хотя рассчитывать на собственный рассудок и достаточную информированность по всем вопросам в политике, юриспруденции, торговле, психологии рекламы и т.д. наивно. Но попытаться воспользоваться хотя бы некоторыми из них всё-таки лучше, чем безвольно идти на поводу у манипулятора.»

Заканчивая свое выступление, я должен повиниться перед слушателями, что не успел рассказать о многих важных и интересных вещах. Поэтому, рекомендую ознакомится самостоятельно, например, с книгами Павла Конотопова и Юрия Курносова «Аналитика» [4], Владимира Шалака «Совеменный контент анализ» [5] и работами по использованию фрактальных методов для анализа СМИ.

Заключение
И — боже вас сохрани — не читайте до обеда советских газет.
— Гм… Да ведь других нет.
— Вот никаких и не читайте.

М.Булгаков «Собачье сердце»
Тема манипуляции общественным мнением практически необъятна. Вряд ли кому удасться дать универсальный рецепт, пригодный на все случаи жизни. Я лишь попытался помочь разобраться в элементарных вопросах. Этот доклад — не более чем систематизация личного опыта работы с открытыми источниками. Кроме того, докладчик по-детски верит в существование объективных, не ангажированных, неподкупных и честных журналистов. Вполне возможно — таковые имеются, чего на свете не бывает.

Однако, в обществе присутствуют и более радикальные воззрения. Некоторые интеллектуалы [6] считают — российская журналистика даже не «вторая древнейшая профессия», а лишь приживалка и служанка власти. Мол, журналисты и руководители СМИ уже давно пропагандисты и агитаторы в государственных и контролируемых государством средствах массовой агитации и пропаганды (от себя добавим — это относиться и к оппозиционным СМИ, подкармливаемым олигархической фрондой).

Что можно тут сказать? Журналисты — это ведь тоже люди и многие готовы служить любой власти, не испытывая особых угрызений совести. Оправданным представляется замечание [7] о произошедшем изменении базовых репортерских навыков. Вероятно, правы, говорящие, мол — журналистика становится весьма банальным сервисным ремеслом, как это ни обидно всем потенциальным »золотым перьям».

В сегодняшнем раскладе СМИ, за редким исключением, практически не осталось феномена, ранее называемого независимой журналистикой. Как правило, многое определяется деньгами и теми, кто за ними стоит. Здесь можно лишь порекомендовать книгу, где со знанием дела обсуждается этот вопрос [8].

По мнению некоторых уважаемых авторов [9], простейшим, самым дешевым и поэтому наиболее действенным приемом психологической защиты от пропагандистского «промывания мозгов» является сознательный отказ от контактов с источниками информации. Понятно, что такой возможности лишены те, кто по роду своей деятельности вынуждены постоянно пребывать в информационном потоке.

Если же Вы не патологически любопытный человек, не журналист, не «зациклены» на политике, по роду своей деятельности вам не очень нужен Интернет, время от времени останавливайтесь. Старайтесь разобраться в своих взглядах и личных умозаключениях, попытайтесь найти в них те штампы и иллюзии, которые пытаются внедрить СМИ в ваше сознание.

Если периодически, (хотя бы две недели, например, в отпуске) не читать газет, не смотреть телевизор и не пользоваться Интернетом, то как правило, происходит частичное «восстановление» сознания, и мороки, внушенные телевидением и СМИ, на какое то время уходят. У большинства людей улучшается сон и аппетит, повышается наблюдательность, и он начинает достаточно легко замечать, из каких публикаций «торчат уши» и чьи это «уши».

Очень хорошо совмещать эти периоды с чтением классической литературы (не обязательно русской) XIX начала XX века. Только не следует злоупотреблять декадансом. Замечено, что книжки такого пошиба дурно влияют на некоторых наиболее впечатлительных девушек.

Наконец, можно посетить церковь (костел, мечеть, синагогу, пагоду — по выбору), сходить в баню или просто погулять.

1 — Доценко Е.Л. Психология манипуляции. Феномены, механизмы, защита. Издательство МГУ 1996
2 — Кара-Мурза С. Г. Манипуляция сознанием. — М.: Эксмо, 2003.
3 — www.pravoverie.ru/kolybel/modules.php?op=modload&name=News&file=article&sid=43
4 — Курносов Ю.В., Конотопов П.Ю. Аналитика: Аналитика: методология, технология и организация информационно-аналитической работы — М:, РУСАКИ, 2004
5 — Шалак В.И. Контент-анализ. Приложения в области: психологии, социалогии, культуралогии, экономики, рекламы — М.: Омега-Л, 2004.
6 — Все новости Санкт-Петербурга (CitySpb.ru) 16.02.2005 Юрий Вдовин
7 — Известия (Москва) 22.02.2005 Леонид Бершидский
8 — Елена Токарева Записки рядового информационной войны. Яуза, М, 2005
9 — Виктор Сороченко, Энциклопедия методов пропаганды «ПСИ-ФАКТОР», 2005 (http://psyfactor.org/propaganda.htm)

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.