17 Feb 13:10 avatar

Компьютерный контент-анализ текстов как метод экономической разведки

Автор: Шалак Владимир (кандидат философских наук, старший научный сотрудник Института философии РАН) | Источник: www.vaal.ru

Около года назад мы опубликовалди сообщение об исследовании, посвященном банкротству компании ENRON. Сегодня публикуется полный текст статьи.

В конце 2001 года компания ENRON объявила о своем банкротстве. Оно тут же было названо крупнейшим за всю историю США. Нас не интересует вопрос, почему обанкротилась компания. Нас интересует лишь вопрос, за сколько времени до фактического банкротства можно было предсказать, что дела компании идут неудовлетворительно?

В ответах на подобные вопросы весьма заинтересовано правительство при заключении договоров с различными отечественными и зарубежными компаниями, заинтересованы сами компании при заключении договоров между собой, заинтересованы различные инвестиционные фонды при выборе, куда вложить деньги, заинтересованы обычные акционеры и биржевые спекулянты, и пр. Но вот получить такие ответы весьма непросто. ENRON не только искажала свою отчетность, но и вступила в сговор с крупнейшей аудиторской компанией Arthur Andersen.

Краткая хроника событий
«Второго декабря 2001 г. компания Enron официально объявила о своем банкротстве.»

«Enron образовалась в 1985 г. в результате слияния компаний Houston Natural Gas и InterNorth. Всего за 15 лет она превратилась из регулируемой газовой компании в одного из крупнейших продавцов энергии. „

“В отчете Enron за 2000 г. не было ничего, что могло предвещать печальный конец. Наоборот, результаты свидетельствовали о впечатляющем росте и хороших перспективах компании.»

«Успехи компании отмечали многие авторитетные издания.»

«Первые негативные сигналы появились в еще августе, когда компанию неожиданно покинул исполнительный директор Дж. Скиллинг (Jeffrey Skilling), назначенный на этот пост в феврале и являвшийся одной из ключевых фигур компании со дня ее основания. Гром грянул в октябре, когда Enron опубликовала итоги деятельности за III квартал 2001г.»

«В тот же день, 16 октября, Standard & Poor's подтвердило долгосрочный корпоративный рейтинг Enron на уровне BBB+ со стабильным прогнозом. „

“22 октября Enron объявила о снижении стоимости собственного капитала на 1,2 млрд. долл. „

“1 ноября Standard & Poor's понизило долгосрочный корпоративный кредитный рейтинг Enron до BBB.»

«19 ноября стали известны результаты проверки SEC отчетности Enron. Выяснилось, что чистая прибыль за период с 1997-го по 2000 гг. была завышена в общей сложности на 586 млн. долл., из которых 113 млн. приходятся на 1998 г., а долг, наоборот, занижен на 628 млн.»

«Рынок отреагировал не на сами списания, он просто пересмотрел отношение к компании, которая долгие годы дурачила его своими отчетами.»

«Как это ни странно, у Enron много общего с российскими нефтегазовыми компаниями. Наши предприятия также молоды, амбициозны, агрессивны.»

«Пожалуй, наиболее близким подобием Enron, что не может не вызывать определенных опасений в силу важности компании для экономики России, сегодня является “Газпром”. Скрытность “Газпрома” и его взаимоотношения с такими компаниями, как “Итера”, „Стройтрансгаз“ и „Интерпроком“ стали общим местом в СМИ.»
«Банкротство Enron как урок российскому менеджменту»
Выгон Г.
Ведущий специалист Института финансовых исследований
www.ifs.ru
19.12.2001

Источники информации
Чем хуже идут дела компании, тем больше она прилагает усилий, чтобы скрыть это. Именно поэтому невелико доверие к тому, что она сообщает о себе в открытых источниках. На примере Arthur Andersen видим, что нельзя доверять и аудиторам. Кажется, единственный выход в данной ситуации — это проникнуть в строго охраняемые сейфы, где хранится документация с действительно достоверной информацией, обложить сотрудников компании и ее офис подслушивающими и подглядывающими устройствами, подкупить кого-либо из имеющих доступ к конфиденциальной информации или на худой конец попробовать подключиться к внутренней компьютерной сети. Но уж больно все это дорого и хлопотно. Да и контрразведка компании свои деньги отрабатывает.

Выше было сказано «невелико доверие к тому, что она сообщает о себе в открытых источниках». А не попробовать ли проанализировать как сообщает о себе компания в открытых источниках? Что имеется ввиду?

Представьте, что в пресс-релизе компании говорится «Мы смело беремся за решение трудных задач!» Или другой вариант того же самого «Мы не боимся браться за решение трудных задач!» На уровне содержания — одно и то же. А вот на уровне того, как сказано, — дистанция огромного размера.

Цель настоящей работы — показать, что открытые источники информации в форме регулярно обнародуемых пресс-релизов компаний содержат все необходимое, чтобы сделать вывод об общем состоянии дел.

Исследование проведено на материале пресс-релизов компании ENRON за период с апреля 1996 по январь 2002 гг. Для устранения влияния случайных фактором пресс-релизы были сгруппированы и оценивались поквартально.

В качестве инструмента использовалась авторская система для проведения компьютерного контент-анализа текстов Vaal Toolbox.

Показатели неблагополучия можно разделить на долгосрочные и краткосрочные. Долгосрочные показатели свидетельствуют об общем неблагополучии, которое со временем может привести к кризису и банкротству компании. Краткосрочные показатели сигнализируют о наступлении предкризисного состояния, когда срочно следует предпринять шаги по минимизации возможных потерь.

Долгосрочные показатели
В качестве первого долгосрочного показателя неблагополучия компании можно рассматривать соотношение конкретной и неконкретной информации, содержащейся в пресс-релизах. Т.е. имеется количественный показатель содержания в тексте конкретной информации ИнфК, и количественный показатель содержания в тексте неконкретной информации ИнфН. Диаграмма, представляющая разницу этих двух показателей, приведена ниже.



Черная прямая линия — это линейная аппроксимация за весь анализируемый период.

Уровни содержания конкретной и неконкретной информации в официальных пресс-релизах — это частное дело внутренней политики компании. Но вот изменение пропорций не может не насторожить. Тем более, что это не просто случайные колебания в пределах коридора ±2, а показатели, выходящие за рамки ±3 и даже ±4 стандартных отклонения от нормы! Значительный отрицательный тренд показателя ИнфК-ИнфН означает, что с каждым годом в обнародуемой информации было все больше и больше «воды». А если так, то значит было что скрывать.

Вторым долгосрочным показателем неблагополучия может быть названо соотношение утверждений согласия и несогласия, содержащихся в пресс-релизах.

Сказать «Нет» для человека гораздо труднее, чем сказать «Да». Если он говорит «Нет», то для этого должны быть основания, должен существовать некоторый внутренний конфликт как источник энергии несогласия.

На диаграмме показана нагрузка на категории Yes и No за исследуемый период. Отклонения за пределы коридора ±2 считаются существенными.



На следующей диаграмме приведена пропорция процентного содержания утверждений несогласия и согласия в пресс-релизах.



Нетрудно подсчитать, что к началу 2001 года эта пропорция по сравнению с 1997 годом увеличилась более чем в 8 раз!

Третьим долгосрочным показателем в случае ENRON явился уровень мотива ВЛАСТЬ.



Напомню, что «Мотив власти направлен на приобретение и сохранение ее источников либо ради связанного с ними престижа и ощущения власти, либо ради влияния (оно может быть как основной, так и дополнительной целью мотива власти) на поведение и переживания, других людей, которые, будучи предоставлены сами себе, не поступили бы желательным для субъекта образом. Влияние это должно так изменить их поведение, чтобы оно способствовало удовлетворению потребностей субъекта. (Х.Хекхаузен)».

Если в случае отдельного человека снижение показателя мотива власти может быть просто результатом того, что он удовлетворен, то в случае компании снижение данного мотива может свидетельствовать о проявлении беспечности и излишней самоуверенности, что всегда чревато неожиданностями.

Краткосрочные показатели
Первый показатель, на который следовало бы обратить внимание заинтересованным лицам, — это нагрузка на категорию Позитив, т.е. содержащейся в текстах пресс-релизов позитивно окрашенной лексики. Для тех, кто знаком с семантическим дифференциалом, напомню, что это один из двух полюсов базовой шкалы Позитив-Негатив.



На диаграмме видно, что оценки росли с конца 1998 по конец 2000 года, а затем в течение первых двух кварталов 2001 года упали практически до начального уровня.

Чтобы понять, что в этом удивительно, необходимо обратиться к показателям динамики в 2001 году индекса S&P.



Как видим, динамика цен на акции компании ENRON в первых двух кварталах 2001 года в целом следовала динамике индекса S&P. Отчего же тогда в течение двух лет оценка нагрузки на категорию Позитив лишь росла, а затем в течение 6 месяцев произошло такое беспрецедентно резкое падение? Тем более, что напомню «Первые негативные сигналы появились в августе, когда компанию неожиданно покинул исполнительный директор Дж. Скиллинг (Jeffrey Skilling), назначенный на этот пост в феврале и являвшийся одной из ключевых фигур компании со дня ее основания.» Но август — это уже третий квартал. Так что было над чем задуматься.

Второй краткосрочный показатель — это нагрузка на категорию Активность, т.е. содержание в текстах пресс-релизов активно окрашенной лексики. Активность — это тоже один из полюсов базовой шкалы семантического дифференциала Активный-Пассивный.

Если посмотреть на динамику показателя Активность за весь исследуемый период, то можно заметить, что кратковременные падения были в 3 квартале 1996 года, 2 квартале 1998 года, 3 квартале 1999 года, но лишь единственный раз падение продолжалось в течение всего года. Это случилось в 2000 году. При этом «В отчете Enron за 2000 г. не было ничего, что могло предвещать печальный конец. Наоборот, результаты свидетельствовали о впечатляющем росте и хороших перспективах компании.»

В первом квартале 2001 года был небольшой рост Активности, затем падение в течение двух кварталов и опять небольшой рост в самом конце года, когда всем все стало ясно. Это чем-то напоминает судороги.

Третий краткосрочный показатель — нагрузка в текстах пресс-релизов на категорию Мотив достижения, как «устойчиво проявляемую потребность добиваться успеха в различных видах деятельности».



В настоящее время стало уже общекультурным достоянием знание о том, что выраженность мотива достижения на уровне государств, руководства компаний, групп людей непосредственно влияет на их последующую жизнь. Можно сказать, что люди живут именно так, как ожидают. Тем, кто захочет разобраться в этом вопросе более глубоко, можно порекомендовать работы Мак-Клелланда и Х.Хекхаузена.

Диаграмма Мотива достижения сильно напоминает диаграмму для Активности. Начиная с 4 квартала 1999 по 4 квартал 2000 года происходило длительное падение показателя Мотива достижения. И опять, как в случае Активности, небольшой всплеск в 1 квартале 2001 года с последующим судорожным падением.

Четвертый краткосрочный показатель — нагрузка в текстах пресс-релизов на категорию Мотив аффиляции, как «деятельность, направленную на поиск дружеских связей, общения, социальную кооперацию, любовь, присоединения к группе».



В случае аффиляции картина совершенно другая. С начала 1996 до конца 1998 года мы наблюдаем падение этого мотива, а с начала 1999 до конца 2000 года наблюдаем его рост с единственным исключением в 1 квартале 2000-го.

Данный показатель интересен тем, что согласно исследованиям, проведенным учеными еще в 50-60-е годы, выраженность мотива аффиляции у руководства фирм имеет сильную отрицательную корреляцию со многими важными показателями их экономического развития. Например, объемом оборота, прибылью, количеством рабочих мест, совокупной стоимостью продукции. Интересующихся опять же отсылаем к книге Х.Хекхаузена «Мотивация и деятельность».

Приведенная диаграмма прекрасно иллюстрирует выводы предыдущих исследователей. Резкое падение Мотива аффиляции в 2001 году уже не имело никакого смысла, что-либо исправлять уже было поздно.

Пятый краткосрочный показатель — нагрузка в текстах пресс-релизов на категорию Инструментальная деятельность, понимаемую как деятельность, направленную на удовлетворение имеющихся мотивов.



С начала 1997 до начала 2000 года показатель выраженности Инструментальной деятельности значительно вырос. Небольшие кратковременные спады не в счет. Затем долговременный спад вплоть до середины 2001 года. Рост в самом конце анализируемого периода может объясняться судорожными попытками хоть как-то ослабить негативные последствия банкротства компании.

Шестой кратковременный показатель — это констелляция мотивов Достижение+Власть-Аффиляция. По результатам исследований ученых именно такое сочетание трех основных мотивов наиболее сильно коррелирует с экономическими показателями.



Диаграмма говорит сама за себя — катастрофа произошла в 2000 году. Тем, кто хоть как-то был связан с компанией ENRON, необходимо было предпринять срочные действия уже в начале 2001 года, а не полагаться на мнение Arthur Andersen, S&P, Financial Times, Fortune, расточавших комплименты в адрес будущего банкрота.

Ничто не говорило о приближающемся крахе.

Выводы
Компьютерный контент-анализ официальных документов, исходящих из пресс-служб компаний, позволяет обнаружить многие скрытые факторы, никак не отражаемые в их основном содержании. В случае кризисных ситуаций эти факторы могут оказаться гораздо более информативными, чем обычные показатели.

В работе приведены три долгосрочных показателя неблагополучия компании и шесть — краткосрочных кризисных. Вряд ли одного такого показателя было бы достаточно для того, чтобы предсказать банкротство ENRON. Но когда все они указывают на один и тот же временной интервал, не принять их во внимание просто нельзя.

Существование пресс-служб практически во всех влиятельных коммерческих компаниях делает последние прозрачными для такого анализа и соответственно более прогнозируемыми.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.