13 Apr 12:23 avatar

Развитие деловой разведки в Китае


Источник: www.rbinform.narod.ru

Что такое Деловая Разведка (ДР)?

Возможно, ответ на данный вопрос мы найдем, прочитав данную статью.

Разведка — не новое слово для Китая: военная и политическая существует в стране уже более тысячи лет. Однако такие концепции как «разведка конкурентной среды» и «деловая разведка», возникли в Китае только десяток лет назад. Вместе с возникновением рыночной экономики деловая разведка оказалась основной сферой внимания китайских компаний, работающих в области информации и консалтинга, она играет все большую роль в национальной экономике и развитии предприятий.

Возникновение деловой разведки в Китае
До 1978 года Китай не испытывал особой потребности в деловой разведке. В условиях типичной экономики с центральным планированием производство и распределение товаров находилось под жестким государственным контролем. Это же относилось и к перспективному планированию. Государственные предприятия не конкурировали друг с другом за рынки сбыта или клиентов. Такие понятия, как конкуренция, маркетинг, продажи, стратегическое планирование, финансы, бухгалтерия и т.п., были для директоров госпредприятий, по сути, пустым звуком. Системы национальных информационных служб работали в области либо научно-технической информации, либо разведки, а государственные экономические информационные системы обеспечивали сведениями правительство, где и принимались решения в области политики, планирования, НИР и технологий.

Такое понятие, как «деловая разведка», появилось в Китае в середине 80-х годов благодаря некоторым специалистам в области анализа информации. Вскоре последовали контакты и общение с рядом международных организаций, занимающихся деловой разведкой. С 1991 по 1994 год Северным научно-исследовательским институтом научно-технической информации (Пекин) было проведено широкомасштабное исследование того, что происходит в мире информационных исследований и разведки. Результатом был отчет, в котором содержались предложения о создании деловой разведки. Президент Общества профессионалов деловой разведки (SCIP) Японии Дзуро Накагава посетил Китай в 1993 году и прочел лекцию по вопросам деловой разведки китайским исследователям и специалистам по информации и разведке.

Научно-исследовательский институт научно-технической информации Шанхая первым в Китае начал проводить систематические исследования и работы в области деловой разведки. Институт провел мониторинг конкурентной среды для автомобильной промышленности Шанхая, которое, по сути, являлось первым такого рода исследованием, выполненным при финансовой поддержке правительства. После этого на деловую разведку начали обращать внимание все больше институтов и университетов. В 1995 году было образовано Общество деловой разведки Китая (SCIP), которое быстро стало ведущим учреждением: в него вошли консалтинговые фирмы, ученые, различные предприятия, исследовательские институты и т.д.

Как развивается деловая разведка в Китае?
Несмотря на то, что деловая разведка в Китае все еще в стадии зарождения, рост ее и развитие — моменты достаточно отчетливые. Деловая разведка как в своей исследовательской, так и практической части, привлекает широкое внимание и активно поддерживается информационно-консалтинговыми предприятиями. Основные принципы этого в следующем:

«Цинбао» (Анализ информации/разведка)

Анализ «Цинбао» (разведка или информация по-китайски) был в течение длительного времени основной работой китайских организаций, занимающихся научно-технической информацией и разведкой. Эта работа внесла значительный вклад в научный прогресс, экономическое планирование и социальное развитие Китая. Она более 40 лет также играла роль первопроходца, с момента основания Научно-технической информационной системы в 1956 году. Китайская Государственная комиссия по науке и технологии дала определение анализа «Цинбао» как " обработки информации вглубь", которая делается людьми с «накопительным мышлением».

В Китае существуют две государственных информационных системы:
  • Система научно-технической информации (СНТИ), которая принадлежит Государственной комиссии по науке и технологии;
  • Система экономической информации (СЭИ), подчиняющаяся Государственной комиссии по планированию.
Каждая из них имеет собственные подразделения по анализу «Цинбао». СНТИ была основана в 1956 году и насчитывает 80000 сотрудников по всей стране. Она предоставляет информационно-разведывательную поддержку для государственных научно-технических исследований, инженерных проектов и перспективного государственного планирования. СЭИ была создана в 1986 году и насчитывает 10000 сотрудников. Ее главная роль в том, чтобы оказывать поддержку государственным организациям в области экономического анализа и прогнозирования.

Свыше 40 лет опыта работы китайских государственных информационных систем создали значительный человеческий потенциал, основы технологических и информационных ресурсов для развития деловой разведки в стране. Однако и СНТИ, и СЭИ нуждаются сейчас в стратегической перестройке и адаптации к условиям рыночной экономики.

Потребности рынка, связанные с переходом к рыночной экономике
Система экономики и социальная среда Китая начали переживать исторические изменения с конца 70-х годов. Децентрализация власти, глобализация экономической активности, действия правительства и деловых кругов создают беспрецедентную среду и возможности для расцвета деловой разведки. Создание системы современных предприятий дает им возможность принимать самостоятельные решения. Создание собственного китайского рынка, процветание поселковых и деревенских предприятий усиливает рыночную конкуренцию. Все больше растет и потребность в эффективной деловой разведке.

Современное состояние деловой разведки в Китае
Как уже говорилось выше, потребности рынка и стратегическая переориентация организаций, занятых анализом «Цинбао», дали в последние годы толчок к быстрому росту деловой разведки Китая.

Создание Общества Деловой Разведки Китая (SCIP, ОДРК)
Общество деловой разведки (ДР) Китая является профессиональной государственной ассоциацией практиков и исследователей в сфере деловой разведки. Его основные цели:
  • защита законных прав практиков и исследователей в сфере деловой разведки;
  • организация общения и обмена опытом среди исследователей теории деловой разведки и практиков;
  • распространение знаний в области деловой разведки внутри общества;
  • развитие международного сотрудничества и коммуникаций по специальности;
  • придание консалтинговым услугам деловой разведки профессионального статуса.
Члены ОДРК — преимущественно выходцы из ведущих организаций СНТИ и СЭИ, провайдеров бизнес информации и консалтинговых фирм.

Организациями-членами ОДРК являются Китайский НИИ научно-технической информации, Государственный информационный центр, Всекитайская Ассоциация предпринимательства и менеджмента, Китайский международный совет содействия торговли, Всекитайское агентство новостей, Университет Пекина, Северный научно-исследовательский институт научно-технической информации, Китайская международная инженерно-консалтинговая корпорация, Китайская консалтинговая корпорация международной торговли, Шанхайский НИИ научно-технической информации и другие.

В Общество деловой разведки Китая входят 109 организаций, 350 индивидуальных членов, 26 членов Совета, 6 отделов и административный офис, расположенный в Пекине.

Развитие консалтинговых услуг деловой разведки
Сфера информационно-консалтинговых услуг в Китае начала устойчиво расширяться с 1980-х годов. Многие фирмы в качестве основной формы оказания таких услуг избрали деловую разведку. Например, Пекинская корпорация стратегического консалтинга «Сино-Гейт» и консалтинговый центр Шанхайского НИИ научно-технической информации рассматривают ДР как ведущую отрасль бизнеса. Методы деловой разведки, такие, так мониторинг технологий, ранние предупреждения об изменениях конкурентной среды, исследования рынка, анализ конкурента, формулировка стратегий и др., представлены на рынке с целью удовлетворить быстрорастущий спрос. Муниципальная администрация Пекина, в частности, очень живо осознала важность деловой разведки для усиления конкурентоспособности предприятий: она организовала «Пекинский проект демонстрации возможностей деловой разведки» и пригласила специалистов по ДР помочь ряду предприятий создать собственные службы.

Академические исследования и коммуникации
Для обеспечения теоретической поддержки практике деловой разведки ОДРК активно организовывало исследования и совершенствовало международные связи. Китайские исследователи по информации и разведке перевели основные работы Майкла Портера («Стратегия конкуренции», «Преимущество в конкуренции» и «Государственное преимущество в конкуренции»), вышедшие после 1988 года. Многие современные методы конкурентного анализа, такие, как эталонные тесты и методы (матричные методы компаний Boston Consulting Group и General Electric), SWOT-анализ (сила, слабость, возможности и угрозы), методики мониторинга окружающей среды, и пр. были представлены в Китае в 1990-х годах. Первая национальная конференция по деловой разведке была проведена в Пекине в 1994 году. Она называлась «Национальный симпозиум по деловой разведке и развитию предприятий» и финансировалась Обществом научно-технической информации Китая.

Основными тематиками конференции были: роль деловой разведки в развитии предприятий и рыночной конкуренции, теория и методики деловой разведки, создание и руководство деловой разведки компании, стратегия повышения конкурентоспособности и т.п. Конференция оказалась важной вехой развития китайской консалтинговой индустрии и деловой разведки.

В 1996 году ОДРК провело свою первую независимую ежегодную конференцию. Темой конференции было: «Деловая разведка и консалтинговая индустрия». На конференции широко обсуждались вопросы условий, препятствий и стратегии развития. На секционных заседаниях были представлены частные примеры успешных операций. Предметом горячего обсуждения явилось также использование современных технологий. Общество деловой разведки Китая финансировало проведение второй ежегодной конференции в 1997 году. Дискуссии и доклады были посвящены преимущественно обсуждению таких вопросов, как: информационные сети, защита коммерческой тайны, информационные системы, деловая разведка и конкурентоспособность и пр.

Для того, чтобы расширить сферу академических исследований и практики ДР, ОДРК и несколько других информационных ассоциаций совместно издали книгу «Рыночная конкуренция и деловая разведка».

Обучение и распространение знаний а области деловой разведки
Успешная практика деловой разведки базируется как на хорошо обученных профессионалах, так и на соответствующим образом подготовленных клиентах: соответственно, наиболее срочными потребностями являются систематическое обучение и распространение знаний по ДР. В Китае уже возникают официальные методы обучения ДР с целью подготовить квалифицированных профессионалов. Первые материалы по обучению были подготовлены Шанхайским НИИ НТИ в 1992 году. Первый курс по ДР был создан в Научно-технической университете Нанкина, на факультете управления и информации, в 1995 году. В 1997 году ОДРК выступило спонсором симпозиума «Практика ДР на предприятиях», который способствовал пониманию использования сети Интернет для деловой разведки; обсуждались также следующие вопросы: «Патентный анализ и конкуренция», «Системы деловой разведки и внутренние сети», «Вопросы законодательства в рыночной конкуренции», приводились примеры.

Более 30 университетов Китая готовят введение специальности «Деловая разведка» в свои учебные планы, как отдельной дисциплины. Однако подготовка в области ДР в Китае еще находится на примитивном уровне. В ближайшем обозримом будущем ОДРК будет нуждаться в иностранных партнерах с хорошим опытом обучения ДР и могущих создать нормальные учебные планы.

Перспективы Деловой Разведки в Китае
Несмотря на быстрое развитие деловой разведки, ее рынок еще создавать и создавать; отчетливо виден недостаток квалифицированных специалистов; нужно больше практического опыта; все еще низок уровень профессионализации. Общество деловой разведки Китая старается преодолеть эти затруднения. Бесценным в этом процессе будет международное сотрудничество.

Растущий рынок консалтинговых услуг ДР
Быстрый рост китайской экономики повлек за собой развитие целой консалтинговой индустрии. В соответствии с отчетом Национального бюро статистики и Китайской информационной ассоциации, с 1992 по 1994 годы наблюдался ежегодный рост информационно-разведывательной и консалтинговой отрасли на 45% и на 25% — в 1995-96 гг. По оценке Национального информационного центра, доходы от годовой продажи информационно-консалтинговых услуг только в 1995 году составили 8 миллиардов долларов. Расцветает национальный рынок информации, то же самое касается и развития рынка технологий.

Промышленная структура Китая представлена четырьмя основными категориями предприятий: 45266 больших и средних государственных предприятий (ГП), 784084 малых ГП, 23363000 поселковых и деревенских предприятий, 230000 СП с полным или частичным участием иностранного капитала. Потребность в рынке ДР среди всех категорий этих предприятий устойчиво растет. Хоть в настоящее время дать точную оценку размеров китайского рынка ДР не представляется возможным, потенциал его обещает многое.

Развитие законодательной поддержки деловой разведки
Соответствующая поддержка со стороны государственных институтов является жизненно важной для любого рынка деловой разведки. В Китае вышло несколько законов по защите интеллектуальной собственности и справедливой конкуренции. Готовятся к появлению в ближайшем будущем антимонопольное законодательство, закон об охране коммерческой тайны и пр. Эти законодательные акты устанавливают порядок рыночной конкуренции и являются директивными для профессионалов деловой разведки.

Подготовка квалифицированных профессионалов
В Китае насчитывается около 20000 работающих в области «Цинбао» и около миллиона работников информационной сферы. Многие из них сейчас начинают работать в области деловой разведки, однако их образование и подготовка касались лишь сбора и хранения информации. Чтобы стать квалифицированными профессионалами в ДР, они нуждаются в систематической подготовке. С другой стороны, важной стороной деятельности ОДРК является подготовка и воспитание клиентов. ОДРК планирует решить эти задачи посредством создания национального учебного центра ДР. В программу обучения будут входить такие предметы, как мониторинг конкурентной среды, анализ конкурента, формулировка стратегии, руководство программами ДР, защита коммерческой тайны, и т.д. Общество будет также способствовать официальному обучению ДР в университетах.

Международное сотрудничество и коммуникации
Китайский рынок с населением в 1,2 миллиарда человек привлекает иностранных инвесторов со всего мира. Лютая борьба за этот рынок ведется между США, Японией, Германией и другими развитыми странами. Все иностранные компании жаловались на недостаток услуг в информационно-разведывательной поддержке. Создание сети или альянса между консалтинговыми фирмами ДР Китая и зарубежными организациями ДР представляется достойным ответом на столь важные потребности. ОДРК хотело бы оказывать содействие зарубежным коллегам для продвижения этого вида бизнеса в Китае и, в свою очередь, заинтересовано в сотрудничестве с иностранными партнерами в таких сферах, как, к примеру, обучение методам деловой разведки, управление системами ДР и т.п.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.