14 Dec 10:07 avatar

Информационно-аналитическая поддержка бизнеса

Автор: Сергей Минаев | Источник: Банковские технологии №1 1997г.

Сегодня уже привычными стали словосочетания «финансовый рынок», «рынок цветных металлов» или даже «рынок негосударственной безопасности», но о рынке информационно-аналитических услуг доводилось слышать пока немногим. Однако если вы всерьез собираетесь решать проблемы безопасности вашего бизнеса, без своевременной, полной и точной информации вам не обойтись. Всевозможные технические средства охраны, лояльность персонала и штат квалифицированных охранников смогут гарантировать безопасность только тогда, когда они дополняются информационно-аналитической поддержкой. Информированность и компетентность порой одерживают победу даже над таким серьезным аргументом конкурентной борьбы, как пистолет ТТ. Безопасный бизнес — это не только отсутствие проблем с криминальными структурами.

Предпринимательский риск: избегать, рисковать или… управлять?
Чем мощнее бизнес, тем чаще приходится сталкиваться с ситуациями предпринимательского риска. Работа на зарождающемся российском рынке в условиях политической и экономической нестабильности, разгула мошенничества и организованной преступности, высокого уровня коррупции в среде государственных чиновников серьезно увеличивает набор угроз, а соответственно и рисков в предпринимательской деятельности. Опыт показывает, что даже жизненно важные для бизнесмена решения в подавляющем большинстве случаев приходится принимать в условиях дефицита времени и необходимой информации.

Известно, что принятие решения в сфере бизнеса может основываться либо на минимизации потерь, либо на максимизации прибыли. При этом выбор той или иной стратегии принятия решения должен опираться на объективную информацию, прогнозные оценки и аналитические выводы. Если потери при возможном неблагоприятном развитии событий больше ожидаемой прибыли при выигрыше ситуации, то риск не обоснован. Тем не менее многие российские предприниматели необосновано рискуют (иногда даже не осознавая наличия риска), ставя на карту не только все свое дело, но и средства кредиторов, разбивая свою и чужие судьбы. Известно, что средства, затрачиваемые на минимизацию риска, не должны превышать ожидаемой прибыли. Если эти условия не выполняются, то не надо бороться за безопасность бизнеса — им просто не следует заниматься в данных условиях.

Мировой опыт показывает, что краеугольным камнем, системообразующим элементом управления предпринимательскими рисками является информационно-аналитическая работа. Она вторгается во все сферы деятельности предпринимателя, сначала, образно говоря, зажигая тот или иной сигнал светофора, а затем регламентируя условия старта и режим движения по дороге бизнеса, предупреждая о неадекватных поступках движущихся рядом объектов и возможных действиях регулировщиков движения. Действительно, начиная бизнес, нужно провести информационно-аналитическое маркетинговое исследование сектора рынка и региона выбранного бизнеса, ответить на вопросы о необходимых трудовых ресурсах соответствующей квалификации, соотношении спроса и предложения на планируемую к выпуску продукцию, сложившемся на рынке ценообразовании, требованиях к качеству продукта, законодательной базе, регламентирующей данный вид деятельности, будущих конкурентах и возможных партнерах, отношении к данной деятельности местных и федеральных органов власти и управления и их полномочных представителей, состоянии преступности, методах ее деятельности и многом другом. В соответствии с полученным знанием вырабатывается стратегия начала бизнеса и его развития. В ходе работы необходима информация о возможных партнерах, их прошлой деятельности, экономической дееспособности, связью с криминалом. Так же важно отслеживать состояние сектора рынка по указанным выше вопросам.

Пятилетний опыт информационно-аналитической работы АО «СИнС» на российском рынке убедительно свидетельствует о том, что затраты на информацию и аналитические исследования многократно окупаются. Конечно, это не прямая прибыль, но уход от значительных финансовых и моральных потерь.

Квалифицированный мониторинг банковского рынка страны позволил ряду банков заранее спрогнозировать кризис на рынке межбанковского кредита и выйти из «черного четверга» с минимальными потерями. И наоборот, игнорирование руководителем одной из крупнейших в свое время нефтяных компаний страны выводов своего информационно-аналитического подразделения о ряде потенциальных партнеров поставило эту компанию на грань катастрофы.

Еще один пример. Один из солидных московских банков, озабоченный проблемой возврата кредита, выданного вполне благонадежному на первый взгляд предприятию, решил, наконец, поинтересоваться, с кем он имеет дело. Элементарный анализ общедоступных материалов российской прессы, касающихся предыдущей деятельности и методов работы руководства этой компании, поверг уже повидавших многое на своем веку сотрудников соответствующих служб банка в шок.

Современное состояние рынка информационно-аналитических услуг: «мы наш, мы новый...»?
Информационно-аналитической деятельностью сегодня занимаются как отдельные специалисты и специализированные подразделения предприятий и банков, так и самостоятельные информационно-аналитические центры, специализирующиеся на отдельных видах этой деятельности по секторам экономики или по обслуживаемым регионам. Появление на рынке в последние год-два информационно-аналитического бизнеса в качестве полноправного сектора, динамичное нарастание спроса на его продукцию обусловлено, во-первых, пониманием руководством среднего и крупного, прежде всего финансового, бизнеса необходимости информационно-аналитической поддержки своих решений, а во вторых, невозможностью решения проблем в данной области собственными силами. Главные причины этого — нехватка квалифицированных кадров и опыта, а также нерентабельность самостоятельного выполнения работ.

Сегодняшний информационно-аналитический рынок характеризуется, с одной стороны, превышением спроса над предложением, а с другой — информационным бескультурьем спроса, неумением сформулировать проблему и непониманием цены (труда, интеллекта, финансовых затрат) ее решения. Российские специалисты в этой области в отличие от специалистов многих других отраслей экономики уже выиграли конкурентную борьбу у своих многоопытных западных коллег на нашем рынке, правда, западные информационные компании при таком специфическом развитии спроса вряд ли можно считать проигравшими. На рынке предлагаются услуги великолепных аналитиков, но информационная база развивается крайне убого и бессистемно, в условиях постоянно налагаемых законодателем ограничений. Информационный бизнес очень перспективен, но экономическое положение страны не стимулирует долгосрочное инвестирование и кредитование, поэтому данный вид бизнеса, требующий больших начальных вложений капитала и характеризующийся его длительным оборотом, во многих случаях использует морально устаревшую технику и технологии.

Истоки многих сегодняшних проблем — в том, что при переходе к рыночным отношениям бывших социалистических стран изменились экономические отношения и, как следствие, потребность в информации. При плановой экономике Советского Союза основная потребность состояла в обмене как научно-технической информацией, так и информацией по вертикали о принятых управленческих решениях и их реализации на местах, были организованы такие информационные монстры, как ВИНИТИ, МЦНТИ, и другие, обладавшие достаточными информационными и телекоммуникационными мощностями. С развитием кризиса науки и производства потребность в научно-технической информации начала падать, одновременно появилась и постоянно возрастает потребность в информации о рынке и его субъектах.

Гиганты прежней информатики не сумели адаптироваться к новым условиям и сегодня в большинстве случаев не играют серьезной роли на информационном рынке. Пришло новое поколение предприятий, работающих в области информатизации, и их число по мере увеличения платежеспособного спроса постоянно растет. Это предприятия, разрабатывающие информационные системы (например, «Интегрум», «Стиплер», «Микроинформ», «Бюро новых информационных технологий»), предоставляющие телекоммуникационные услуги («Релком», «Гласнет», «Роснет», «Спринт»), поддерживающие базы данных («Интелбридж», «Руссика-Известия», «Международное бюро информации и телекоммуникаций»), информационные брокеры («Специальная информационная служба»), совместные и зарубежные компании во всех областях информатики, аккредитованные в России (Dun & Bradstreet, Ernst & Young, Kroll Assoсiates) или предоставляющие телекоммуникационный доступ к своей информации (Dialog, Data-Star, ASISNET), информационно-аналитические центры крупнейших банковских и предпринимательских структур.

Именно эти структуры закладывают сегодня основу информационной и телекоммуникационной базы молодого информационно-аналитического рынка России. Однако отсутствие, с одной стороны, инвестирования, а с другой — жесткой конкуренции, бессистемное, имеющее лишь выборочный и исключительно запретительный характер государственное регулирование привели к однобокому, негармоничному развитию рынка (совокупности производителей информационного и аналитического продукта) как системы. Как говорится, здесь густо, а тут пусто. Созданию информационной инфраструктуры, системных связей между субъектами рынка, объединению их информационных возможностей в единую среду на базе шлюзующихся совместимых телекоммуникационных сетей зачастую мешают амбиции, претензии каждой информационной и телекоммуникационной фирмы на незанятое место лидера на молодом рынке. В то же время повышаются требования к качеству информационно-аналитической продукции, обеспечить которое невозможно без системы источников информации. Именно системы. Чтобы такая система сформировалась, необходимы регулярно обновляемые массивы, транспортная телекоммуникационная среда быстрой, качественной доставки информации и организационное объединение источников на взаимоприемлемых экономических условиях.

Информационное взаимодействие государственных и негосударственных организаций безопасности: есть контакт?
Но существует еще одна серьезная проблема. До сих пор разговор шел, если так можно выразиться, о «гражданских» информационных службах и предприятиях, работающих по проблемам безопасности бизнеса. Ни для кого не секрет, что доверие ко многим негосударственным предприятиям и службам, занимающимся различными аспектами безопасности бизнеса, часто не ниже, чем к соответствующим государственным структурам. Но кто сказал, что решать одну и ту же проблему борьбы с преступностью они должны порознь? Объединение усилий способно совершить настоящий прорыв в этом вопросе.

К сожалению, успешных примеров такого взаимодействия сегодня раз-два, и обчелся. Есть подписанное и широко разрекламированное прессой Соглашение между МВД и Ассоциацией российских банков по вопросам безопасности, предполагающее, в частности, и некое информационное взаимодействие. Происходят контакты некоторых коммерческих структур безопасности с соответствующими государственными организациями — правда, обычно на личной основе либо в рамках единичных мероприятий. В целом же получать информацию от негосударственных структур правоохранительные органы готовы практически всегда, но отдавать что-то взамен… Хотя хорошо известно, что большинство из них, несмотря на совсем непростые условия, сумели сохранить, а кое-где и расширить свои информационные массивы, существенно модифицировать и оптимизировать программно-аппаратные комплексы накопления и обработки информации. Понятно, что при запросах к силовым структурам речь идет совсем не о государственных или коммерческих секретах, а о той информации, которую во всем мире принято считать открытой. Кстати, то же в определенной степени относится и ко многим государственным информационным организациям или соответствующим службам некоторых ведомств, обладающим информацией, которая могла бы оказать существенную помощь в предотвращении нечестной конкуренции и махинаций, в борьбе с разного рода мошенниками и бандитами, налаживании честного бизнеса в стране.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.