14 Dec 10:16 avatar

Движение к информационной прозрачности

Автор: С. Ю. Минаев (председатель Комиссии ТПП РФ по информационной открытости и финансовой прозрачности субъектов кредитного рынка) | Источник: «Бизнес и безопасность в России» №1, 2001г.

Движение к информационной прозрачности рынка как необходимое условие его инвестиционной привлекательности.

Одна из важнейших задач ТПП РФ — в содействии развития предпринимательства, становлении цивилизованного рынка в стране. Наш рынок до сих пор страдает такими болезнями, как мошенничество, незаконное предпринимательство во всех его формах, авантюризм, дилетантизм и т. д. и т. п. Можно, конечно, сетовать на деятельность правоохранительных органов, на утерю моральных принципов бизнесменами в период становления рынка, а можно искоренить причины и условия, создающие почву для произрастания этих болячек. Путь давно известен. Необходима информационная открытость рынка, необходима возможность информационно-аналитического обеспечения принятия управленческих решений в бизнесе. Решение этой проблемы повысит и эффективность бизнес-процессов, и рейтинг инвестиционной привлекательности России, прямо зависящий от информационной открытости. Кроме того, будет реализовано гарантированное Конституцией право граждан на доступ к информации.

Список вопросов, которые необходимо осветить для принятия решения об инвестировании в тот или иной проект, достаточно широк. Восьмилетний опыт информационно-аналитического обеспечения инвестиционных процессов компании, которой я руковожу, показывает, что это:
  • Федеральное и региональное законодательство в сфере применения капитала;
  • Традиции в этой отрасли и регионе, позиции федеральной, отраслевой и региональной администраций;
  • Подготовка и стиль ведения бизнеса высшего менеджмента инвестируемой компании;
  • Уровень подготовки к решению инвестируемой задачи кадров компании;
  • Управленческая структура инвестируемой компании;
  • Криминальная обстановка и уровень работы правоохранительных органов и предприятий негосударственной правоохраны в области планируемых инвестиций;
  • Собственность, которой легитимно обладает инвестируемое предприятие;
  • Обороты и прибыль инвестируемого предприятия по основному виду деятельности;
  • Взаимоотношения инвестируемого предприятия с правоохранительными и фискальными органами;
  • Имидж инвестируемого предприятия на рынке и история взаимоотношений с партнерами;
  • Аналогичные описанным выше характеристики партнеров инвестируемого предприятия.
С этими вопросами сталкиваются все предприниматели независимо от страны их бизнеса. Чем легче ответить на эти вопросы, чем положительнее опыт достоверности информации, тем выше инвестиционная привлекательность страны.

Нельзя сказать, что в России невозможно ответить на эти вопросы. Потребность в информации вызвала к жизни широкий круг информационных компаний, как-то добывающих эту информацию и предоставляющих ее клиентам. Но если в страшно полицейской стране под названием США минимум необходимой информации можно получить из доступных массивов в режиме «on-line» за несколько минут и $10-30, то в демократической России — за две недели и $600-1000. Это отсекает от информационного обеспечения малый бизнес из-за высоких цен, а также крупный бизнес при сделках, имеющих быстротечный характер.

Проблема в необходимости создания больших массивов информации, характеризующих рынок или рынки, имея в виду отраслевые и региональные, и их субъектов, и объединение их в единую систему на базе современных телекоммуникаций для удобства доступа клиента и взаиморасчетов с владельцами отдельных массивов.

Исторически сложилось так, что монополистом на сбор и хранение больших массивов информации в России было и является государство. Во-первых, потому что ранее эта информация нужна была лишь государственным органам, прежде всего Госплану, а во-вторых, потому что с развитием бизнеса ни у кого не было средств, кроме государства, на построение системы сбора и обработки информации. Информационный бизнес, как известно из учебников и уже российского опыта, требует больших начальных затрат и характеризуется очень длинным первым оборотом капитала. А при политической нестабильности и неустоявшемся законодательстве еще и очень рискован.

Государственные массивы, с одной стороны, собраны на деньги налогоплательщиков, а с другой, Конституция гарантирует гражданам право на информацию. Однако существовала и существует масса ведомственных подзаконных актов, закрывающих массивы, не составляющие государственную тайну, грифом «ДСП». В результате на каждом перекрестке молодые люди торгуют базами ГИБДД, а цивилизованный доступ к ним отсутствует. Деньги идут в карман коррумпированным чиновникам и лжепредпринимателям, а не в ГИБДД на поддержание массива. То же самое существует и во многих других ведомствах. Исключение составляют, пожалуй, регистрационные палаты и Госкомстат. Если не брать массивы информации, образованные сведениями, составляющими государственную тайну, то распространение или продажа информации из госмассивов по отдельным объектам не может быть тайной. Конечно, при этом не надо забывать, что предоставление всего массива, например, Госкомстата, на продажу или в пользование коммерческой структуре может являться нарушением законодательства о гостайне, т. к. сведения, полученные в результате обработки всего массива, обладающего полнотой по стране, могут нанести ущерб государственной безопасности.

Всегда интересно посмотреть многолетний зарубежный опыт. Например, в США многие государственные ведомства подключены к коммерческим центрам коммуникаций, например, ASISnet, которые расплачиваются с ними в зависимости от количества обращений к их массивам. В результате я из России, не выходя из собственного кабинета, могу посмотреть не только государственную регистрацию и финансовые показатели деятельности того или иного предприятия, но и базы данных автомобилей и их владельцев, решений уголовных и арбитражных судов, банкротств, карточек социального страхования и многое другое. И я не буду заключать договор с человеком, судимым за мошенничество или проигравшим десяток арбитражей.

Первым шагом к повышению инвестиционной привлекательности России могло бы стать создание единого информационного пространства, объединяющего государственные и коммерческие источники информации, освещающие инвестиционный климат в стране. Изучая этот вопрос в рамках комиссии ТПП РФ по информационной открытости и финансовой прозрачности субъектов кредитного рынка, мы определили ряд проблем необходимых к разрешению.
  • Определение государственных и частных массивов, которые могут быть открыты для доступа, и достижение с их держателями соответствующих соглашений о партнерстве в решении данной задачи;
  • Выработка и согласование с участниками проекта следующих вопросов:
  • О единых технических стандартах хранения, обработки и предоставления информации;
  • Об условиях предоставления информации государственными и частными компаниями;
  • О необходимых требованиях к клиенту для доступа к тем или иным массивам или просто его идентификации;
  • О защите информации от несанкционированного доступа, попыток разрушения массивов и т. п.
  • О маркетинговой, в том числе ценовой политике;

Создание некоторой организации (коммерческой или некоммерческой), в функции которой будет входить:
    коммутация запросов от потребителей к необходимым базам;
расчеты с клиентами и держателями массивов.
Решение всех технических, маркетинговых и организационных проблем, возникающих в связи с реализацией этих функций;
Привлечение инвестиций на разработку или закупку программного обеспечения и техники, обеспечивающих центр коммутаций массивов информации.
Среди частных структур, готовых присоединяться к этой программе, видятся средства массовой информации, имеющие электронные версии своих изданий, и информационные компании, уже сегодня продающие свою информацию через Интернет. Среди государственных — наверное, было бы возможно прийти к соглашениям с Госкомстатом, регистрационными палатами и хотелось бы понять мнение на этот счет министерства юстиции, высшего арбитражного суда, ГИБДД, Мингосимущества и ряда других государственных организаций.

Несмотря на организационную, психологическую, законодательную и техническую сложность решения этой проблемы, большие финансовые вложения, мне кажется, что эта проблема может быть решена в ближайшие несколько лет. Российский бизнес и государство созрели для этого начального системного шага в организации информационной бизнес-среды в стране. Кроме того, развились сильные российские информационные компании, обладающие опытом, энтузиазмом, кадрами.

Другое направление, развивающееся параллельно с открытием существующих массивов информации, состоит в сборе, хранении и распространении кредитных историй физических и юридических лиц. Этот вопрос уже 4 года обсуждается в Государственной Думе РФ, но, судя по тем документам, которые я видел, полного понимания технологии решения этой задачи, к сожалению, сегодня нет. Важность решения этой задачи очевидна. Кому из банкиров или компаний, занимающихся оптовой торговлей, не хотелось бы иметь возможность доступа к обладающей полнотой (хотя бы в рамках субъекта федерации или сектора рынка) базе данных кредитных историй и найти или не найти в ней кредитную историю заемщика. Безусловно, речь должна идти не только о финансовом, но и о товарном кредитовании. Значительно упростилась бы задача страховых компаний. На базе этой информации дифференцировались бы ставки кредитования и страхования в зависимости от содержания этих историй.

Кто же должен собирать, хранить, обеспечивать доступ и отвечать за достоверность информации кредитных историй заемщиков. В проекте закона, готовящегося в 1997 году, предполагалось, что этим субъектом будет Банк России, которому в установленном законом порядке информацию о заемщиках будут передавать коммерческие банки. Достаточно эффективное средство государственного регулирования, лишь бы Банк России захотел этим заниматься, а, следовательно, лоббировать этот закон. Не берусь об этом судить. При этом непрозрачным остается сфера товарного кредитования, а это колоссальный сектор данного рынка.

Основные вопросы, которые необходимо решить для законодательного оформления, а главное, для организации процесса сбора, хранения и обеспечения доступа к кредитным историям, звучат приблизительно так:
  • Кто будет собирать информацию?
  • Почему субъекты кредитного рынка будут ее предоставлять?
  • Кто будет финансировать проект?
  • Кто будет отвечать за достоверность информации?
  • На каких условиях будет предоставляться доступ к этой информации?
  • Как при сборе данного вида информации не нарушить права и свободы граждан?
Я представляю, что эту задачу смогли бы решить государственные органы какой-нибудь очень маленькой и очень богатой страны. В России с ее пространствами, населением и миграционными процессами, мне кажется, это невозможно. Задача решается только созданием самоорганизующейся социальной системы, безусловно, под контролем государства. И опять не приходится изобретать велосипед. Решение подсказывает мировой опыт в лице старейшей и крупнейшей в мире информационной компании «D&B». Российская дочка этой компании начала создавать клубы кредиторов в секторах бизнеса. Если условно структурировать инвесторов по секторам бизнеса или регионам, то заметных игроков, покрывающих основную часть рынка, окажется конечное и, главное, возможное для проведения организационных и технических мероприятий число. Структуризация по регионам и секторам рынка корректна, потому что именно так развивается бизнес, а, следовательно, так же определяется сфера деятельности злоумышленников (мошенников, дилетантов, просто недобросовестных партнеров). Теоретически дальше все просто. Если переломить российский психологический стандарт — «Обманули меня, так пусть обманут и соседа по рынку», то участники определенного сектора рынка сами заинтересованы в информационном обмене и сами несут ответственность за переданную в базу данных сообщества информацию. Они сами нанимают или создают и оснащают информационную структуру, которой доверяют, и сами платят ей за сервис. Сами определяют, может или не может она передавать эту информацию на сторону и на каких условиях. Этот процесс возможен. По словам генерального директора российского «D&B» г-на Малеева, им удалось создать такие клубы кредиторов среди компаний, торгующих фармацевтической, агрохимической и кондитерской продукцией. Несколько месяцев назад я знакомился в Нижнем Новгороде с маленькой информационной компанией, обеспечивающей на этих же принципах 30 крупнейших оптовиков нижегородских продовольственных рынков.

По большему счету, развитие клубов кредиторов — это уже решение половины задачи. В стране появляются массивы информации, содержащие кредитные истории. Далее мы возвращаемся к задаче, описываемой ранее в отношении государственных массивов. Необходимо создать информационную среду, где базы данных кредитных историй могли бы быть объединены на согласованных условиях. А так как это персональная информация, которая может получить широчайшее распространение, нужен законодатель, который ограничит рамки этой информации и определит условия доступах ней.

Описанная распределенная база данных кредитных историй хороша еще и тем, что не нарушает принципов бизнеса. Каждый держатель массива информации самоокупаем; нет монопольного владельца информацией, а значит никто не боится, что какой-то «московский дядя» будет наживаться на предоставляемой мною откуда-нибудь из Нижнего Тагила информации; региональные держатели массивов информации будут стремиться присоединяться к федеральному центру коммутаций баз данных, т. к. это лишние деньги за обращение к их массиву из других регионов и повышение их рентабельности как предпринимателей.

Кто же должен пропагандировать, убеждать, организовывать этот процесс? Безусловно, все заинтересованные лица. Это интеграционный процесс и законодателя, и исполнительной власти, и объединений предпринимателей, таких как ТПП РФ, РСПП, АРБ и других, Поэтому я благодарен возможности использовать трибуну этой уважаемой конференции для призыва к интеграции усилий на благородное дело цивилизации российского рынка и повышения его привлекательности для российских и западных инвестиций.

0 комментариев

Только зарегистрированные и авторизованные пользователи могут оставлять комментарии.