Деловая информация и деловые риски

То, как люди понимают значения слов, влияет на их поведение и мышление. На экономическое поведение и мышление. На поведение и мышление, направленные на защиту экономических интересов. Мужчины и женщины по-разному понимают, что такое безопасность, по-разному определяют состояние защищенности и, как следствие, реализуют различное поведение, направленное на свою защиту. Так же и в бизнес деятельности.

Общепринятым является представление о том, что информация – это сообщение. Когда говорят об избытке информации или информационном голоде, имеют в виду избыток или недостаток сообщений. Сообщение не является информацией – сообщение может быть только материалом, из которого вырабатывается информация. В противном случае из одного и того же сообщения умный и глупый получали бы одинаковое количество информации. Таким образом, информация – продукт работы мышления, а сообщение это материал, из которого ум вырабатывает информацию. Информация делает поведение человека более эффективным, а отсутствие – не эффективным. Если принять во внимание все сказанное, то следует признать, что сущность информации не в сообщении, а в снижении или полном устранении неопределенности ситуации, в которой совершается поведение. Чем больше неопределенность, тем больше информации требуется для ее устранения, то есть большая работа мышления. Все это верно и для экономической деятельности человека в условиях рыночной экономики.

Бизнес – это реальность, которая характеризуется тем, что для его успешной реализации необходимо уметь правильно вырабатывать деловую информацию. Прежде всего, это относиться к пониманию окружающей среды. Попробуем разобраться.

Сегодня тема РИСКОВ становиться все более востребованной. Все чаще звучит утверждение, что если у Вас что-то не получилось – это Вы не учли все риски. Но что же такое РИСК? Попытка разобраться с помощью литературы по страхованию или по финансовым операциям ясности не вносит. Литература по бизнес-рискам и рискам предприятия тоже особой определенности не вносит. То есть, написано много. Описано много различных РИСКОВ. Много формул и алгоритмов. Утверждается, что учет рисков очень важен. А яснее не становиться. Может потому, что почти все авторы оговариваются, что с рисками справиться сложно. Важно, но сложно. И, прежде всего, сложно дать определение РИСКУ и поэтому этих определений немало. Действительно, это не просто, но возможно. Предлагаю свой взгляд на это явление.

Поскольку мы ведем речь о предпринимательской деятельности в любых ее проявлениях (торговая, производственная, финансовая, банковская и т.д. ), необходимо ее определить. На помощь нам приходят юристы, за которыми признается щепетильность в формулировках и точность в выражении мысли или описания различных феноменов. Так вот, во всем мире юристы определяют бизнес (предпринимательство) как самостоятельную деятельность, осуществляемую на свой РИСК с целью получения прибыли. Таким образом, РИСК является одним из определяющих элементов бизнеса. А значит – весьма важным, аслуживающим нашего внимания. Попробуем определиться с этим феноменом.

Так что такое РИСК? Прежде всего, РИСК это следствие неопределенности рыночной экономики. Неопределенность. Великое множество хозяйствующих субъектов, действующих одновременно исходя из своих собственных интересов, и поэтому, результаты их деятельности предсказать затруднительно. То есть, органы власти, предприятия, банки, транспортные компании, таможня, нефтяные и электрические компании, зарубежные и отечественные биржи и валютные рынки и прочие.

Итак, РИСК – это возможность опасности, ущерба. Чтобы понять, о чем идет речь, лучше сравнить это с чем-либо. Например, близкое понятие УГРОЗА. УГРОЗА – это возможная опасность, ущерб. Термины почти синонимичны. Но почти. Разница существует. И она существенна. Так в чем же?

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о частной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]

УГРОЗА. Опасность, ущерб нами осязаемы. Мы, анализируя обстановку, видим опасность, в результате которой мы можем понести ущерб. Пример: Час ночи. Криминогенный район города Москвы. Вы выходите из электрички. Ваш путь лежит по пустынной дороге через парк. По телевизору в новостях Вы неоднократно видели репортажи о хулиганских действиях молодежи в этом парке в вечернее время в течение двух последних недель. Вывод: УГРОЗА это ситуация ближайшего будущего, нами воспринимаемая и, применительно к нам, реально возможная.

РИСК. Возможность опасности, ущерба. Самой ситуации в реальном времени не существует. Мы ее не можем наблюдать. Мы задаемся вопросом о будущем. Отдаленном будущем. Гипотетически возможном. А что, если произойдут такие-то события и ситуация сложиться так-то? Тогда нам будет угрожать такой-то ущерб, тогда мы можем понести такие-то убытки. Таким образом, когда мы предполагаем в будущем опасность, ущерб, убытки, мы говорим о РИСКЕ. На первый взгляд, разница не существенна, едва уловима. Но она есть. И весьма значимая.

Вывод: Понятие УГРОЗА и РИСК – следствие неопределенности рыночных отношений, которые отличаются, прежде всего, временем восприятия опасности Вашим экономическим интересам и временем, которым Вы располагаете для эффективного реагирования. Представляется, что как и у предпринимательской деятельности, несмотря на многообразие форм ее осуществления, есть четкое определение, так и понятия УГРОЗА и РИСК должны быть четко определены. Исходя из этого понимания выстраиваются наши действия по их минимизации, оптимизации и так далее. Чтобы это сделать, необходимо сначала их выявить. Не зная точно, что это такое, сложно рассчитывать на возможность выявления. И это непосредственным образом влияет на эффективность деловой деятельности.

Такой подход значительно упрощает эту задачу и проверен мною на практике. Данный подход не претендует на абсолютную истину, но может помочь многим в понимании таких сложных вещей как деловые риски и деловая информация.

Об авторе

Игорь Александрович Кузичев. kia@povedenie.ru
Кадровый офицер запаса. Проходил службу в Министерстве обороны, КГБ СССР и ФСНП РФ.
Сфера профессиональных интересов — деловая информация, выявление, предупреждение и оптимизация предпринимательских рисков, прогнозирование, информационно-аналитическая работа, психология деловой деятельности.

Автор: Кузичев И.А. (Председатель Правления АНО «Институт Поведения»)

Источник: журнал «Бизнес разведка»

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса