У бизнес-разведки – глубокие корни. Часть №2

Автор: Игорь Невдашов | Источник: журнал «Частный охранный бизнес» № 1 (9-10), январь 2006 г.

У бизнес-разведки – глубокие корни. Часть 1

«Я хочу дать моей стране глаза и уши, которых ей не хватает», — еще в прошлом веке сказал в отношении организации разведки военный министр Франции Жорж Буланже. С тех пор у французов, переживших не один военный конфликт и подвергшихся оккупации в годы Второй мировой войны сформировано обостренное отношение к вопросам обеспечения национальной безопасности и уважение к собственным спецслужбам.

На экономическую же разведку, воспринимаемую как один из аспектов постоянно ведущихся «торговых войн», французами возлагается задача по обеспечению конкурентного преимущества и соответственно процветания страны. При этом французские компании и широкие слои населения разделяют одну точку зрения — в вопросах разведки мораль и этика не приемлемы. Эта ментальность даже отражается в национальном кинематографе. Так, когда смотришь французские боевики, складывается ощущение, что французы стремятся представить себя миру в гораздо худшем виде, чем они есть на самом деле.

Тем не менее, Париж в борьбе за выгодные международные контракты неоднократно терпел поражение от противоборствующих экономических разведок других государств. В частности, в начале 90-х годов в ходе осуществления торговой сделки по продаже авиационной техники из Франции в Саудовскую Аравию сотрудники ЦРУ США, прослушивая разговоры представителей французской делегации, своевременно использовали полученную информацию. В результате арабы приобрели американский самолет «Боинг» вместо французского «Аэрбаса».

Чуть позже подобный прокол вновь произошел с французами в Эль-Рияде, когда саудовцы, уже для своих ВВС, вместо «Миражей» закупили английские «Торнадо». Выясняя причину срыва сделки, французы в ходе проведенного расследования обнаружили, что английская разведывательная служба MI-6 похищала сведения о торговых условиях франко-саудовской сделки посредством их перехвата с факсимильных линий связи. А в последующем англичане путем вербовки посредников в торговых переговорах довели до саудовской стороны ложные данные о, якобы, низких технических характеристиках французского самолета, что и послужило причиной отказа арабских шейхов от их закупки.

Сумев извлечь урок, спецслужбы Франции уже в 1993 году во время переговоров своих предпринимателей с южнокорейской стороной по поводу заключении контракта на поставку скоростных вагонов метро сумели добыть секретную информацию у конкурирующей немецкой компании «Siemens». В результате французская фирма «GEC-Alsthom», умело воспользовавшись полученными данными, получила выгодный для нее южнокорейский заказ.

Говоря о системе экономической разведки Франции, следует отметить, что в настоящее время французское правительство непосредственно определяет приоритетные отрасли национальной промышленности, дает своим спецслужбам задания по сбору необходимой информации и направляет ее конкретным компаниям.

Кроме того, не ограничиваясь подобными мерами, правительство Франции возложило на специальную организацию — Национальное агентство содействия научным исследованиям (Agence nationale pour la valorization de la recherch? — ANVAR) обязанность заниматься сбором данных об иностранных технологиях в интересах мелких фирм.

Ряд других государственных органов, в частности Комитет по контролю над стратегическими направлениями в развитии промышленности (Observatoire des Strategies Industriells) изучает мировые рынки товаров и определяет приоритетные задачи в масштабах национальной экономики, а также добывания соответствующей экономической информации.

Вместе с тем основные функции по ведению экономической разведки за рубежом выполняет французская разведка — Генеральная дирекция внешней безопасности (DGSE). В своей деятельности она опирается на действующие в других государствах французские посольства, консульства, научные агентства, торговые представительства и палаты.

Кроме того, как отмечают специалисты, в самой Франции активно функционирует разведывательное сообщество, состоящее из частных компаний, предлагающих свои услуги в этой области. При этом некоторые разведывательные фирмы насчитывают серьезные штаты сотрудников и имеют свои представительства за рубежом. Кроме того, во Франции регулярно созывается Национальная конференция по проблемам экономической разведки и информации, а число ее участников достигает нескольких тысяч человек.

Задачи экономической разведки также находят отражение и в области подготовки кадров. Так, например, Марсельский университет выпускает специалистов с ученой степенью в области «стратегической и особо важной информации и технологической бдительности». Также в 1996 году по указанию тогдашнего министра экономики и финансов Ж. Артьюи в университете г. Ницца (Sophia Antipolis) был введен новый курс, дающий право на получение ученой степени магистра по специальности «экономическая разведка».

По мнению специалистов, процесс оказания информационной помощи предпринимателям французскими спецслужбами был положен еще в 60-е годы, когда генерал де Голь провозгласил крупномасштабные программы в области промышленности.

В 80-е диалог французских компаний с DGSE приобрел новое звучание. Именно тогда первый руководитель предшественницы сегодняшней французской разведки DGSE — SDECE П. Марион заключил специальные договоры с генеральными директорами ряда крупных компаний. Согласно им работники компаний, выезжающие в страны, представляющие для французских спецслужб «оперативный интерес», прежде всего в Иран, Ирак, СССР, Китай и другие государства должны были представлять французской разведке информацию любого характера. Последняя в свою очередь брала обязательство вести в интересах этих предприятий «промышленный шпионаж», а также обеспечивать соответствующей разведывательной информацией руководство французских фирм.

В последующем эти договоры углублялись, в связи с чем, ряд компаний стал использоваться в качестве прикрытий для разведывательной деятельности сотрудников DGSE. Так, в 1989 году около 30 сотрудников DGSE, действуя «под крышей» различных предприятий, были внедрены в американские фирмы, связанные с использованием высоких технологий. Впоследствии все они были разоблачены ФБР США, что привело к международному скандалу.

В 1990 году правительство Франции очертило для DGSE новые задачи, в числе которых стало активное оказание помощи французским предпринимателям на внешних рынках, в том числе путем выявления и использования в своих интересах коррумпированных связей иностранных чиновников, добывания финансовых и технических предложений конкурентов, проведения специальных мероприятий по нейтрализации деятельности конкурирующих фирм.

Были также определены виды предприятий и фирм, которым DGSE была обязана оказывать целевую поддержку. В их число вошли компании, экспортирующие продукцию ВПК, имеющие отношение к производству ядерных технологий, авиастроению и др.

В целях выполнения поставленных задач и оказания помощи французским компаниям в их борьбе за международные рынки DGSE создало специальное подразделение, занимающееся проблемами «крупных контрактов». Задача ее аналитиков — знать все, что касается иностранных предпринимателей и чиновников, играющих важную роль в торговых переговорах, включая как их психологический портрет, так и прошлое, круг общения, официальные и «черные» доходы, слабости и др.

В свою очередь все подразделения DGSE, в том числе и станции радиоперехвата Разведывательной службы (SR) обязаны оказывать содействие и предоставлять информацию указанному подразделению. Более того, по словам одного из руководителей DGSE, ее резидентуры, действующие за рубежом обязаны знать — какие крупные контракты заключаются в текущий период, и принимать меры по вербовке источников в окружении лиц, принимающих решение. В их обязанность также входит отслеживание маршрутов передвижения представителей фирм конкурентов, чтобы иметь возможность прогнозировать возможные темы торговых переговоров, а также планировать операции по добыванию необходимой документации.

Для этого, как отмечают специалисты, в структуре DGSE существует, так называемая «служба водопроводчиков» (KY), занимающаяся негласным досмотром жилых помещений, вскрытием сейфов и др., возможности которой, активно используются в целях проведения экономической разведки.

Тем не менее, по оценке экспертов, DGSE предстоит еще долгий путь, чтобы иметь возможность вести серьезную и глобальную экономическую разведку. В этой связи, оставив в стороне возможность лоббирования французскими спецслужбами своих интересов, более подробно рассмотрим приводимые в данном отношении аргументы.

Во-первых, DGSE пока еще не располагает достаточными средствами для этих целей. Так, несмотря на существенное увеличение в последнее время бюджета и численности сотрудников французской разведки (предположительно — 1,8 млрд. франков и около 4 тысяч служащих) она значительно отстает от немецкой разведки BND (6 тысяч человек) и уж тем более от бюджетов и численности американских спецслужб.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о частной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]

Во-вторых, у DGSE пока еще не имеется достаточных возможности по осуществлению радиоперехвата и ведению радиоразведки. По некоторым данным, практически до последнего времени французская разведка могла осуществлять перехват сообщений, передаваемых лишь с одного спутника. Сейчас она способна контролировать передачу информации с 10 спутников. Более того, Служба технической разведки и радиоперехвата DGSE стала оснащаться передвижными станциями, позволяющими вести автоматическую селективную (по ключевым словам) регистрацию и перехват разговоров, а при необходимости и дешифровку сообщений.

Однако, как отмечают специалисты, возможностей на данном направлении французской разведке пока по-прежнему не хватает. В связи с чем, основные технические средства DGSE направлены, прежде всего, на перехват и добывание информации в приоритетных для Франции регионах — в Африке, Ближнем Востоке, Алжире, а также европейской «горячей точке» — кризисных государствах бывшей Югославии. Исходя из чего, Служба технической разведки и радиоперехвата DGSE выполняет в интересах французских компаний только ограниченный перехват несложных с точки зрения дешифровки сообщений конкурентов.

В-третьих, в DGSE отсутствуют специалисты и имеются ограниченные возможности по проведению за рубежом активных мероприятий в области ведения «информационной войны», в том числе акций «черного» PR в отношении конкурирующих с французскими предприятиями фирм.

Как известно, общемировая практика конкурентной борьбы заключается в использовании спецслужбами и бизнес сообществом следующих «неэтичных» методов. Например, для компрометации конкурирующей компании добывается соответствующая развединформация, затем в печати поднимается, например, тема коррупции и со страниц СМИ сообщается о том, что такая-то фирма дала взятку какому-нибудь местному чиновнику, причастна к загрязнению окружающей среды, «отмыванию денег» или каким-нибудь другим темным делам. После чего «подключаются» оппозиционные партии и движения, либо неправительственные организации, которые требуют начать парламентское расследование, уголовное преследование или гражданское судебное разбирательство в отношении конкурентов.

В то же время, чтобы за этим не было видно «ушей разведки» любая спецслужба, в том числе и DGSE должна иметь серьезные позиции в СМИ, среди НПО и оппозиционных партиях других государств. Их отсутствие, по мнению специалистов, приводит к тому, что французская разведка, в отличие от тех же американцев, редко проводит за рубежом мероприятия подобного рода. При этом основные усилия и возможности французских спецслужб на этом направлении вновь сосредоточены на африканском континенте, где сохраняется традиционное постколониальное влияние Франции.

Вместе с тем, в настоящее время DGSE как в этой сфере, так и на экономическом направлении старается расширять свое присутствие и укрепить позиции в Азии, в особенности в Южной Корее, Сингапуре, Японии. Также отмечается проявление интереса у французской разведки и к постсоветским государствам Центральной Азии, где с середины 90-х годов в г. Ташкенте под прикрытием посольства действует резидентура DGSE.

В четвертых, чрезмерное увлечение секретностью порождает недостаточное использование французскими компаниями закрытой экономической информации. Причиной является то, что французская разведка в своем сотрудничестве с предпринимателями обуславливает приоритетность обеспечения полной секретности. В связи с чем, требует выдвижения в качестве постоянного ее получателя только генерального директора компании, либо работающих в ней на должностях топ-менеджеров бывших сотрудников спецслужб. А, предоставляя информацию, зачастую знакомит с ней только в своей штаб-квартире.

Специалисты также отмечают, что ранее DGSE неоднократно становилась жертвой собственной изоляции от других министерств и ведомств. В связи с чем, с середины 90-х годов во Франции изыскиваются структурные механизмы по улучшению обмена информацией и координации деятельности между французской разведкой, внешнеполитическим ведомством и бизнес сообществом для создания эффективного механизма, способного обеспечить французам победу в «торговых войнах».

Так с 1991 по 1994 год предпринимались попытки объединить Генеральный секретариат национальной обороны (SGDN) с неким новым координационным органом, членами которого являлись бы министры финансов, иностранных дел и руководитель французской разведки. Чуть позже в 1995 году SGDN и министерство экономики представили другой проект создания «штаба по ведению торговой войны» однако в конечном счете попытки указанных преобразований не получили признания со стороны французского политического руководства.

Вместо этого в 1995 году во Франции был создан Комитет по обеспечению конкурентоспособности и экономической безопасности под председательством министра финансов и экономики, объединяющий под своим началом генеральных директоров национальных компаний. А главной целью этого комитета стала выработка директив по организации всеобъемлющего механизма экономической разведки.

В этой связи определенный интерес представляют рекомендации «французскому экономическому разведывательному сообществу», которые дает представленный в 1996 году в вышеуказанное ведомство специальный доклад.

Во-первых, в нем рекомендуется, чтобы подотчетный премьер-министру Франции Генеральный секретариат национальной обороны (SGDN) наряду с привычными функциями координации деятельности министерств и ведомств в области разведки взял на себя обязанности по использованию методов «информационной войны». С тем, чтобы своевременно и адекватно реагировать на угрозы и действия, наносящие ущерб французским интересам в любой точке земного шара.

Во-вторых, предлагается создание своеобразной оперативной разведывательной сети из числа высокопоставленных государственных служащих, топ-менеджеров предприятий, банков и организаций, имеющих свои филиалы за границей, которые бы занимались экономической разведкой. Руководство ею предлагается возложить на SGDN, основной обязанностью которого станет объединение и организация взаимодействия государственных служащих и предпринимателей, занимающихся экономической разведкой.

В-третьих, предложено разработать специальный план по обучению методам ведения экономической разведки служащих государственных и частных учреждений и предприятий. При этом советуется усилить соответствующие научно-исследовательские центры, в частности созданный в 1994 году при университете в г. Пуатье Центр НИОКР в области экономической разведки (Centre de Recherche-Developpement en Intelligence Economique — Credis), Центр военных научных исследований (Centre d"Etudes Scientifiques de Defense — CESD), а также филиал Международного совета обороны (Defense Conseil International).

В комплексе других принимаемых мер также рекомендуется сокращение диспропорции между объемами открытой и закрытой информации за счет более широкого предоставления французским бизнесменам секретных документов. А также дальнейшее развитие информационной индустрии для накопления такого объема данных, который обеспечил бы за разумную плату доступ к экономической информации, в том числе и закрытого характера, более широкому кругу французских компаний.

На этом направлении разведывательное сообщество Франции, хотя и проявляет интерес к аналитическим методам, применяемым в других спецслужбах, однако находит их недостаточными. В этой связи под руководством таких организаций как Национальный совет по научным исследованиям (CNRS) и Французское общество прикладной библиометрии (French Society of Applied Bibliometrics) ведутся научные исследования с целью создания новых методов анализа и обработки информации.

Принимаемые меры, как отмечают специалисты, приводят к тому, что сотрудничество французских спецслужб, дипломатов и деловых кругов в области ведения экономической разведки начинает приносить свои плоды. В этом ключе как большой успех Парижа и выгодную сделку французских бизнесменов эксперты рассматривается заключение Францией в середине 90-х годов Договора о военном сотрудничестве с Объединенными Арабскими Эмиратами (ОАЭ).

В соответствии с ним Париж обязуется в случае угрозы ОАЭ предоставить в ее распоряжение 85 тысяч французских военнослужащих, а также поставить 130 боевых самолетов и другую военную технику. Понятно, что на основе этого договора в ближайшее время ОАЭ будут закупать продукцию только французского ВПК, не говоря уже о том, что Франция сохраняет свое военное присутствие и экономической влияние в стратегически важном регионе — нефтеносной зоне Персидского залива.

Так что, как видим, для победы на том или ином направлении всегда необходимо, чтобы экономика, политика и обслуживающая их интересы разведка шли рядом и пользовались поддержкой как политических кругов своей страны, так и широкой общественности.


Литература:
  1. Очерки истории российской внешней разведки: Т.1: От древнейших времен до 1917 года. — М.: Международные отношения, 2003. стр. 162-163
  2. Le Nouvel Observateur. 1996. Mars 7-13. P. 16-18
  3. Intelligence Newsletter. 1996. January 11. P.1; March 7. P.3; March 21. P.3
  4. Le Figaro. 1996. Janvier 10. P. 10B
  5. International Journal of Intelligence and Counterintelligence. 1994, vol.7, Р. 289-297
  6. International Herald Tribune. 1998. January 13. Р.3

Автор: Игорь Невдашов

Источник: журнал «Частный охранный бизнес» № 1 (9-10), январь 2006 г.

354

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса