Госразведка на пользу частному бизнесу. Часть №1

"… И познаете истину, и истина сделает вас свободными... "

(Евангелие от Иоанна 8-32;
Девиз ЦРУ США)

Говоря об исторических предтечах своей профессии, российские представители научно-технической и экономической разведки, как правило, заявляют, что первым специалистом на их направлении можно считать Прометея, похитившего, как известно, у древнегреческих богов их «ноу-хау» — огонь и передавшего его в дар людям.

Их американские коллеги в свою очередь также отмечают, что экономическая разведка в Новом свете зародилась гораздо раньше других видов этой древней профессии, вместе с возникновением США, а практика сбора американцами экономической разведывательной информации имеет глубокие исторические корни.

Так, создание первого американского разведывательного органа, занимающегося подобными вопросами — Комитета секретной корреспонденции Континентального конгресса (Committee of Secret Correspondence of the Continental Congress) относится к XVIII веку. А первой получившей известность операцией американской экономической разведки является направление в Европу в 1776 году агента вышеназванного ведомства У. Кармайкла для негласного сбора информации о развитии ситуации на европейских табачных рынках. Как отмечают историки, указанная миссия была вызвана обеспокоенностью Вашингтона падением объемов экспорта американского табака в страны Европы вследствие усиления конкуренции со стороны других государств.

Вместе с тем, вплоть до начала второй мировой войны в Соединенных Штатах в виде отдельного ведомства не существовала какая-либо самостоятельная разведывательная организация. В силу чего при возникновении необходимости сбором развединформации, в том числе и экономической направленности занимались все правительственные учреждения. Но уже во время первой мировой войны в составе военной разведки сухопутных сил США появляется подразделение, специально занимающееся сбором разведанных экономического характера.

Однако, уже в тот период отмечается активное использование американским политическим истеблишментом информационной продукции, подготовленной, как сейчас говорится, неправительственными организациями. В частности, после окончания первой мировой войны в период подготовки конференции по заключению Версальского мирного договора Президент США В. Вильсон пользовался услугами группы независимых частных экспертов, именовавшейся «Inquiry». В свою очередь ее представители получали разведывательную информацию, в том числе и по экономической проблематике, через Американское географическое общество.

Во время второй мировой войны в Соединенных Штатах усиливается внимание к вопросам ведения экономической разведки и создается Совет экономической войны (Board of Economic Warfare). В его задачу стало входить изучение экономического и военно-промышленного потенциала Японии. Параллельно экономическую разведку также осуществляло Управление стратегических служб (OSS). Его подразделения собирали развединформацию в отношении выпуска в воюющих с США странах промышленной продукции стратегического значения, а также перспективах восстановления экономики СССР. Следует отметить, что советским отделом OSS, который возглавляли крупные американские экономисты А. Бергсон и В. Леонтьев были подготовлены довольно объективные прогнозы развития советской экономики в послевоенный период.

После упразднения в 1945 году OSS для ведения разведки, в том числе на экономическом направлении, была создана Центральная разведывательная группа (Central Intelligence Group (CIG), просуществовавшая до 1947 года.

Ну а в 1947 году в соответствии с законом «О национальной безопасности» в Соединенных Штатах было создано всем ныне известное Центральное разведывательное управление (ЦРУ), функции которого на первоначальном этапе были сильно ограничены. Так, в указанный период в США политической разведкой занимался в основном Госдепартамент, военной — соответствующие подразделения вооруженных сил, а экономическая и научно-техническая разведка велась каждым конкретно заинтересованным ведомством в соответствии со своими информационными потребностями.

Однако уже в тот период американское политическое руководство стало приходить к убеждению о необходимости создания единой структуры, действующей вне ведомственных рамок, и выполняющую функции по добыванию и анализу разведанных экономической направленности. Процесс реализации этой идеи оказался сложным и многоэтапным, а, как отмечают отдельные эксперты, не завершен до сих пор.

В целом, вовлечение ЦРУ в экономическую разведку относится к 1949 году, когда по рекомендации А. Даллеса в составе его ведомства было создано Управление по подготовке исследовательских отчетов (Office of Research Reports (ORR). Спустя два года Совет национальной безопасности США издал директиву, согласно которой ЦРУ было поручено определять потребности американского правительства в экономической разведывательной информации, добывать и анализировать соответствующие сведения и готовить для правительственных организаций отчеты и доклады по вышеназванной проблематике.

Однако, уже в 1952 году директор ЦРУ У. Смит информировал Совет национальной безопасности о том, что успешной работе Управления по подготовке исследовательских отчетов (ORR) мешает бюрократическая и ведомственная неразбериха. По его словам, несмотря на то, что оценка экономического потенциала противника является существенным фактором для определения его военных возможностей, эту важную задачу в США на тот период решали 24 различных правительственных ведомства. В результате для координации их деятельности был создан межведомственный Комитет экономической разведки, который возглавил помощник руководителя ORR. Однако, и этому органу не удалось решить задачу улучшения взаимодействия и координации их деятельности.

В последующие 20 лет ведение экономической разведки попеременно возлагалась американским правительством то на ЦРУ, то на госдепартамент в зависимости от той роли, какую они играли в тот или иной период. Однако, по мере наращивания ЦРУ своего разведывательного потенциала госдепартамент сдал позиции, а его роль как основного центра по сбору и анализу экономических данных оказалась существенно снижена.

Особый подъем экономическая разведка ЦРУ пережила с приходом на пост директора ORR профессора Массачусетского технологического института М. Милликана, который способствовал набору в свое подразделение молодых выпускников этого вуза. В результате в 1955 году ORR стало насчитывать в своих рядах около 500 аналитиков по экономической проблематике, большинство из которых стали заниматься анализом экономики СССР и стран социалистического блока. В этот период «холодной войны» вопросы экономического характера стали рассматриваться в США в контексте обеспечения национальной безопасности, а изучение советской экономики стало одним из главных самостоятельных направлений в работе американской разведки.

В последующем в 1961 году бюджет Бюро разведывательной информации и исследований Госдепартамента США был резко сокращен, в результате чего ЦРУ взяло на себя круг обязанностей для подготовки разведывательных оценок не только по Советскому Союзу, но и по развивающимся странам. А в 1965 году директор ЦРУ Дж. Маккоун и государственный секретарь Д. Раск подписали соглашение, в соответствии с которым ЦРУ получило право на сбор экономической разведывательной информации по всем странам мира.

Усиливающаяся конкуренция со стороны европейских государств и Японии на мировом рынке в 60-е годы вызвала в правительстве США новую волну интереса к экономической разведке. В результате ORR было реорганизовано в Управление экономических исследований ЦРУ. Первыми потребителями подготовленных им разведывательных оценок стали министерство финансов и торговли, а также созданный при президенте США Совет международной экономической политики (CIEP). В этот период ЦРУ стало наращивать свои разведывательные возможности по отслеживанию ситуации на международных валютных и торговых рынках, в особенности нефти, золота, цветных металлов и сельскохозяйственной продукции. Кроме того, ЦРУ наладило тесное сотрудничество с министерством сельского хозяйства, которое регулярно интересовали потребности Советского Союза в импорте зерна и развитие экономики КНР.

В свою очередь нефтяное эмбарго, введенное Организацией стран — экспортеров нефти (ОПЕК) в 70-е годы и вызванный этим рост цен на нефть привели к усилению работы ЦРУ по сбору разведанных о потенциальных запасах энергетически ресурсов в различных государствах мира. Аналитиками ЦРУ также были разработаны модели для прогнозирования поведения нефтедобывающих стран в будущем, а «энергетическая» составляющая стала и по настоящее время продолжает оставаться одним из главных направлений в американской внешней политике.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о частной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]

В указанный период ЦРУ фактически стало монополистом при ведении экономической разведки и перестала опасаться конкуренции со стороны госдепартамента. Вместе с тем в 80-е годы вновь наибольшую активность в ведении экономической разведки стали проявлять Федеральная резервная система, министерства финансов и торговли США, в которых были сформированы подразделения занимавшиеся анализом развития отдельных государств.

В целом в этот период вопрос об усилении роли разведывательного сообщества в сборе экономических сведений неоднократно ставился в повестку дня администрацией США и широко обсуждался американской общественностью. С развалом же СССР и окончанием «холодной войны» обеспечение экономической безопасности стало одним из приоритетных направлений в деятельности американского разведывательного сообщества, на что его активно сориентировала администрация.

Так, уже в 1990 году бывший в то время президентом США Дж. Буш объявляет экономическую разведку новым приоритетным направлением в деятельности американского разведсообщества. В конце 1992 года вступившая в Белый дом администрация нового президента Б. Клинтона также поддержала идею усиления экономического направления в работе разведки, обещая ввести в число основных приоритетов внешней политики обеспечение экономической безопасности страны. При этом было заявлено, что на разведывательное сообщество США возлагается благородная задача по продвижению американских интересов за рубежом, в частности, по укреплению экономической конкурентоспособности Америки.

В этой связи по указанию Б. Клинтона в 1993 году руководство ЦРУ приступило к исследованию всей области экономической разведки. В его ходе были специально выделены ее следующие составляющие: макроэкономическая разведка (Macroeconomic espionage), экономическая контрразведка (Economic counterespionage) и микроэкономическая разведка (Microeconomic espionage).

В соответствии с указанным исследованием было определено, что макроэкономическая разведка — это сбор разведывательной информации о тенденциях развития экономики иностранных государств, включая сведения о сырьевых ресурсах, развитии критических технологий, финансовых системах, а также международных валютных, сырьевых рынках и др. На этом направлении американским разведывательным организациям было вменено в обязанность оказание информационной и иной поддержки делегациям США, участвующим в международных экономических переговорах и конференциях.

Было также отмечено, что этот вид разведки был закреплен еще в Исполнительном приказе президента США № 12333 «О разведывательной деятельности Соединенных Штатов» от 4 декабря 1981 года, в силу чего для осуществления данного вида разведдеятельности американскому разведсообществу не потребовалось каких-либо дополнительных директив.

О серьезном внимании американской администрации к данному направлению ведения экономической разведки говорит и тот факт, что в 1991 году президент Дж. Буш подписал Обозрение по вопросам национальной безопасности (National Security Review (NSR-29)), которое предписывало всем органам исполнительной власти подготовить заявки на имя директора ЦРУ с указанием своих потребностей в развединформации на период до 2005 года.

Последующий анализ показал, что 40 % всех заявок американских министерств и ведомств в информационных потребностях имели экономическую направленность. В силу чего международные экономические отношения и макроэкономические проблемы наряду с вопросами борьбы с терроризмом в последнее время стали приоритетным направлением в деятельности американских спецслужб.

Экономическая контрразведка. Под этим термином американскими спецслужбами понимается деятельность по пресечению попыток иностранных конкурирующих фирм и спецслужб по добыванию торгово-экономической, научной и технологической закрытой информации американского бизнеса.

Как известно, по данным отдельных американских специалистов, ведением экономической разведки в отношении американских компаний кроме иностранных фирм на сегодняшний день занимаются спецслужбы 23 государств. Наибольшую активность в этом вопросе проявляют бывшие «союзники» в борьбе против СССР, а именно разведки Японии, Франции, Германии, КНР и Южной Кореи. При этом, по некоторым сведениям, хищение торговых и экономических секретов США только в 1992 году обошлись американским компаниям в 100 миллиардов долларов.

Однако, в то же время, цифры экспертных оценок убытков от деятельности спецслужб иностранных государств и фирм значительно разняться. Так, по мнению отдельных экспертов, ущерб, нанесенный американским компаниям в ходе промышленного шпионажа не столь значителен, чтобы принимать серьезные меры против конкурентов. В частности, по словам, старшего специалиста по внешней политики Исследовательской службы конгресса США М. Лоувенталя, потери, понесенные в том же 1992 году 32 крупнейшим американским компаниям в результате хищения у них секретных сведений составили только 1,8 миллиарда долларов или всего лишь 0,03 % от валового национального продукта страны.

Вместе с тем все специалисты уже в начале 90-х годов отмечали, что к 2005 году величина ущерба американских компаний от промышленного шпионажа возрастет как минимум на 50%. В силу чего задача по обеспечению экономической контрразведки также была названа Белым домом в числе приоритетной для разведсообщества США.

В то же время, учитывая потенциальную опасность промышленного шпионажа, многие представители деловых кругов США оказывают постоянное давление на американскую администрацию в целях подключения разведывательного сообщества к сбору коммерческих и промышленных секретов у иностранных конкурентов, то есть ведению микроэкономической разведки.

Однако, руководители ЦРУ в разные периоды его деятельности придерживались различных точек зрения по данному вопросу. Так, С. Тернер, возглавлявший ЦРУ при президенте Дж. Картере, активно выступал в поддержку вовлечения его ведомства в промышленный шпионаж, имеющий целью способствовать повышению кокурентноспособности американского частного бизнеса.

В то же время бывший директор ЦРУ Дж. Вулси, отмечая, что экономическая безопасность занимает важное место среди основных направлений внешней политики не считал, что целью экономической разведки должна быть передача секретов иностранного бизнеса частным американским компаниям. А другой руководитель данного ведомства Р. Гейтс вообще имел резко отрицательное мнение по ведению ЦРУ промышленного шпионажа в интересах американских компаний.

Автор: Игорь Невдашов

Источник: журнал «Частный охранный бизнес» № 1 (11), март 2006 г.

Госразведка на пользу частному бизнесу. Часть 2

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса