Госразведка на пользу частному бизнесу. Часть №2

Автор: Игорь Невдашов | Источник: журнал «Частный охранный бизнес» № 1 (11), март 2006 г.

Госразведка на пользу частному бизнесу. Часть 1

Кроме того, как представители ЦРУ, так и бизнес сообщества США отмечали следующие проблемы в решении данного вопроса. По их мнению, на первое место здесь выходит проблема справедливого распределения добытой разведывательной информации, учитывая, что некоторые промышленные секреты могут быть полезными нескольким американским компаниям. Другой проблемой, по их мнению, является то обстоятельство, что в эпоху транснациональных корпораций зачастую бывает невозможно выделить компанию чисто американского происхождения, в силу чего встает вопрос сохранения секретности добытых сведений, так как под угрозу могут быть поставлены агентурные источники ЦРУ.

Своеобразным итогом ведущихся дискуссий по ведению экономической разведки в пользу американских частных компаний можно считать идеи американского сенатора, бывшего главы комитета по разведке Д. Деконсини, взятые в последующие на «вооружение» Белым домом и опубликованные в 1994 году в журнале «Journal of International Affairs».

По мнению вышеуказанного лица, если имеются проверенные данные о том, что Франция, Великобритания, Израиль или какая-либо другая страна ведут против США экономический шпионаж, то американская разведка должна отвечать им тем же. При этом правительству США необходимо предпринять скоординированные шаги для оказания поддержки американским промышленным предприятиям и укреплению их международных позиций, в том числе и путем использования возможностей разведывательного общества, которое должно при этом руководствоваться следующими принципами:

  • ориентироваться в первую очередь на обеспечение информационных потребностей правительства, а не на удовлетворение нужд частного сектора;
  • воздерживаться от действий, которые могут вызвать нежелательные ответные меры;
  • концентрировать усилия на добывании закрытой информации;
  • проводить преимущественно разведывательные операции оборонительного характера;
  • проводить операции наступательного характера, когда все предыдущие меры не привели к желаемому результату.

Беря за основу указанные принципы, Д. Деконсини определил следующие области экономической разведки:

  • обеспечение информацией правительственных организаций;
  • сбор информации о нечестной практике иностранных конкурентов;
  • проверка соблюдения иностранными конкурентами торговых соглашений;
  • предоставление доступа американскому частному бизнесу к экономической разведывательной информации на коммерческих условиях при соблюдении им требований безопасности.

В этой связи в настоящее время американское разведсообщество оказывает помощь национальному бизнесу как путем предоставления аналитических материалов в отношении экономической политики иностранных государств и оценок конкурентоспособности зарубежных фирм, так и другими мерами.

Вместе с тем, по некоторым данным, в настоящее время штатная численность экспертов ЦРУ по экономическим вопросам остается стабильной, а большая их часть работает в Управлении ресурсов, торговли и технологии (RTT), где ими готовятся ежедневные разведывательные справки по широкому кругу экономических вопросов.

Значительным остается число специалистов по экономической проблематике и в Оперативном директорате ЦРУ. Вместе с тем, как большую проблему специалисты отмечают «текучку» кадров. Так состав сотрудников ЦРУ, работающих на данном направлении, ежегодно обновляется примерно на 20%, так как многие профессионалы переходят на более высокооплачиваемую работу в частные компании.

Сегодня сбор экономической информации за рубежом активно ведется сотрудниками американских посольств, где под их прикрытием экономической разведкой также занимаются 400 атташе министерства финансов, около 250 атташе министерства торговли и столько же сотрудников министерства сельского хозяйства. Таким образом, США имеют возможность вести экономическую разведку в глобальных масштабах, используя для этого не только спецслужбы, но и легально действующие государственные, а также частные ведомства и организации.

Помимо добывания секретных данных, так называемым «агентурным» путем ЦРУ США все шире использует получение материалов по экономической проблематике из открытых источников, применяя для их анализа и обработки специальные методы и информационную технику нового поколения.

Кроме того, сегодня подготовка большого количества документов по экономической проблематике ведется специалистами ЦРУ в тесном сотрудничестве с экспертами других правительственных организаций, в частности, созданном при администрации Б. Клинтона Национальным экономическим советом (NEC). Следует отметить, что указанный орган стал активным потребителем экономической информации ЦРУ и выступил инициатором выпуска конфиденциального бюллетеня «Daily Economic Brief» рассылаемого высокопоставленным чиновникам администрации и правительства США.

Вместе с тем на этом направлении следует отметить следующие проблемы, стоящие перед американской экономической разведкой.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о частной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]

Так, в настоящее время особенностью экономического направления разведывательной деятельности в США является то, что большая часть информации, используемой при анализе и подготовке разведывательных оценок, поступает из открытых источников. Ее доля согласно отчету созданной в 1996 году Комиссии по изучению роли и возможностей разведывательного сообщества Соединенных Штатов (Commission on the Roles and Capabilities of the United States Intelligence Community) достигает 95%.

Данное обстоятельство определенным образом влияет на взаимоотношения между ЦРУ и потребителями ее информационной продукции, так как обе стороны имеют доступ практически к одной и той же информации. Также поскольку в отличие от политической разведки экономическое направление до конца не монополизировано ЦРУ американская разведка вынуждена конкурировать с разведслужбами других правительственных организаций. Более того, в настоящее время серьезную конкуренцию ЦРУ стали представлять американские частные компании, службы бизнес-разведки которых поставляют материалы по экономической проблематике. Кроме того, как отмечают специалисты, все больше разведывательной информации экономического характера поступает в американское правительство от экспертов Международного валютного фонда и Всемирного банка.

Эта сложившаяся в американском разведсообществе ведомственная разобщенность нередко приводит к дублированию в проведении мероприятий по линии экономической разведки и распылению сил между госдепартаментом, министерством финансов и торговли, разведслужбами частных компаний и ЦРУ. В силу чего специалистами высказывается мнение, что давно назрела необходимость, чтобы конкуренция в данной области уступила место координированному взаимодействию. Однако, действенного механизма координации на этом направлении в американском разведсообществе не создано до сих пор.

Вместе с тем, несмотря на межведомственные трения и соответствующую конкуренцию, ЦРУ удается сохранять за собой лидирующую роль в обеспечении правительства и администрации США информацией по линии экономической разведки. Это до сих пор возможно потому, что ЦРУ обладает большими людскими, техническими и финансовыми ресурсами, необходимыми для выработки разведывательных оценок на основе широкого круга информационных источников, а также может выполнять разведывательные задачи, в том числе по добыванию информации в «закрытых» обществах и экономиках таких стран как КНДР, Иран и т. д.

Другой недостаток разведсообщества США коренится в американской ментальности, аналогичной нашему советскому прошлому, когда мы искренне считали, что живем в лучшем обществе, а единственно правильный путь — это путь социалистического развития. Сегодня большинство граждан США также твердо уверено в преимуществах своего государственного устройства и образа жизни, полагая, что все проблемы в мире возникают из-за отсутствия у других народов американских ценностей, которые надо более активно нести миру.

В результате американская разведка ориентируется на выполнение глобальной миссии по усилению геополитической роли США и удержанию ее первенства в мире, в то время как, например, спецслужбы таких стран как Германия, Франция или Япония основной приоритет отдают развитию своих национальных экономик. Этим, в частности, и объясняется тот факт, что в Соединенных Штатах до сих пор идут дискуссии по поводу целесообразности ведения американским разведсообществом микроэкономической разведки в пользу своих частных компаний.

В то же время политическое руководство США зачастую рассматривает разведывательную продукцию как информацию, которую необходимо знать до утверждения какой-либо линии действий. В целом в американских кругах широко распространено мнение, что любая проблема разрешима, если ее можно разбить на отдельные сегменты, поддающиеся точному определению и оптимизации.

В этой связи деятельность американской разведки носит строго прагматический характер, а сбор информации ведется по очерченному кругу вопросов в течение определенного отрезка времени. При этом в последнее время американская разведка предпочитает стратегическому планированию и прогнозу прямое реагирование на кризисные ситуации. А в случае возникновения какой-либо проблемы американцами, как правило, принимается решение, стимулирующее то или иное действие вместо тщательного анализа условий, которые выдвинули этот вопрос на передний план или возможных последующих проблем при его разрешении (вспомним Ирак). Именно по этому американские спецслужбы до последнего времени не уделяли должного внимания долгосрочным стратегическим факторам, которые, по мнению экспертов, сегодня начинают представлять собой угрозу процветанию американского общества.

Кроме того, как в американском обществе, так и среди большого количества частных фирм деятельность экономической разведки не достаточно разъяснена и популяризирована. Так, стоит здесь вспомнить недавно вышедшую книгу Джона Е. Прескотта и С. Х. Миллера «Конкурентная разведка: уроки из окопов», большая часть материалов которой, посвящена опыту сотрудников служб безопасности в популяризации своей деятельности перед топ менеджментом своих же компаний.

Как отмечают специалисты, возможная причина этого кроется в том, что в Соединенных Штатах понятие «разведка» традиционно ассоциируется с военными и секретностью, что мешает широкой общественности осознать, что разведывательная деятельность является средством, приносящим выгоду каждому американскому гражданину.

Однако, сегодня на этом направлении в США прилагаются значительные усилия. Оставив в стороне Голливуд отметим, что популяризацией разведки и, в частности, экономической разведки в Соединенных Штатах занимаются ряд ассоциаций в числе которых «Общество конкурирующих профессиональных разведчиков» (Society of Competitive Intelligence Professionals), «Решения по открытым источникам» (Open Sources Solutions), «Стратегический форум» (Strategic Forum), а также ряд других (см. приложение).


Приложение:

Профессиональные общества и ассоциации с участием бывших сотрудников разведки и служб безопасности США

  1. «Американский совет безопасности» (American Security Council) создан в 1955 году с целью улучшения понимания американской общественностью вопросов национальной безопасности и обороны. В своих рядах насчитывает около 300 тысяч членов. Издает ежемесячный бюллетень «Washington Report».
  2. «Ассоциация связи и электроники вооруженных сил США» (AFCEA), которое образовано в 1946 году. Насчитывает около 29 тысяч членов и издает ежемесячный журнал «Signal».
  3. «Ассоциация бывших сотрудников разведки» (AFIO). Основана в 1975 году, членами ассоциации являются около 4 тысяч человек. Издает ежеквартальный бюллетень «Periscope».
  4. «Ассоциация отставников ЦРУ» (CIRA), создана в том же 1975 году, ее рупором является ежеквартальный бюллетень «Newletter».
  5. «Группа аналитиков по конфликтным ситуациям» (CAG), создана в 70-х годах.
  6. «Консорциум по изучению разведки» (CSI), является филиалом нью-йоркского Центра информации по вопросам национальной стратегии.
  7. «Фонд имени Хейла». Создан в 1977 году, под его эгидой работает институт имени Хейла, ведущий исследовательскую работу по проблемам разведки.
  8. «Центр по изучению национальной разведки» (NISC), создан в 1977 году, выпускает журнал «Foreign Intelligence Literary Scene».
  9. «Национальная ассоциация военной разведки» (NMIA), издает журнал «American Intelligence Jornal».
  10. «Центр информации по вопросам национальной стратегии». Организован в 1962 году, регулярно публикует доклады по всем вопросам политики в области национальной безопасности США.
  11. «Профессионалы военно-морской разведки» (NIP). Издают бюллетень «NIP Newletter».
  12. «Фонд безопасности и разведки», выпускает журнал «Situation Report».


Литература:

  1. Прескотт Джон Е., Миллер Стивен Х. Конкурентная разведка: уроки из окопов. — Альпина бизнес Букс, 2004.
  2. Foreign Intelligence Literary Scene. 1986. 15 May.
  3. Intelligence and National Security.1997. № 1. P. 164-175.
  4. L,Express, 1995, mars 25, p.10-11.
  5. International Jornal of Intelligance and Counterintelligence, 1994, v. 7, p.353-358.
  6. Peter Schweizer. Friendly Spies. How America,s Allies Are Using Espionage to Steal Our Secrets. — The Atlantic Monthly Press, New York, N.Y. 1993, p.342.

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса