Аналитика в системе охранной деятельности. Часть №1

Деятельность личной охраны ставит перед руководством охранных предприятий множество проблем. Они все на виду. Не хватает финансов, элитного персонала, душит кадровый голод и т. д. Поэтому до одной из них — важнейшей — аналитического сопровождения процесса защиты охраняемого лица (ОЛ), просто не доходят руки.


Специалисты из Национальной Ассоциации телохранителей России подчеркивают, что «если телохранитель профессионал, а он обязан им быть, то его оружие — информация. Его мозг подобен компьютеру, который ежесекундно аккумулирует, систематизирует и анализирует информацию. Оперируя этой информацией, он на несколько шагов опережает злоумышленников, не позволяя им навязать свои правила. И соответственно обходит опасные и кризисные ситуации без ущерба для себя и охраняемого лица».

Генеральный директор охранного предприятия «Скат» П. Бадыров считает, что «на личную охрану надо смотреть шире — это комплекс мероприятий, направленных на то, чтобы предоставить человеку возможность безопасно и комфортно существовать в окружающем пространстве. В принципе, львиная доля мероприятий по обеспечению безопасности клиента может быть выполнена без оружия — тут главное аналитика, наблюдение, а не непосредственное противостояние вооруженному преступнику».

Источник: Отдел расследований. «Ваш тайный советник» № 9


В. Минаев, в свою очередь отмечает, что «образованность, адекватный внешний вид, знание иностранных языков — черты современного телохранителя. Хорошее образование поможет бодигарду быстро понять внутреннюю суть миропонимания, мироощущения шефа и весь спектр его рисков. У такого помощника по безопасности не возникнет проблем во время приемов, посещения дорогих ресторанов и проживания в респектабельных гостиницах. А хорошие манеры, подбор одежды и поведения за столом помогут оперативно „встроиться“ в текущую ситуацию и стать „невидимым“ для злоумышленников. Понятно, что знание языков полезно для налаживания и поддержания деловых контактов. И не только. Оно окажет неоценимую помощь в ситуации риска, при возникновении конфликта в чужой стране и позволит адекватно нейтрализовать угрозы».

Источник: В. А. Минаев. «Выбор телохранителя: семь практических советов»


Президент Международной контртеррористической тренинговой ассоциации, академик РАБОП И. Б. Линдер в статье «Вопросы организационно-кадрового обеспечения частной охранной и детективной деятельности» подчеркивает, что «лишь незначительная часть крупных ЧОП и СБ крупных организаций стремится создать так называемые элитные охранные подразделения для работы с состоятельным и требовательным заказчиком, предъявляющим повышенные требования к уровню подготовки и образования сотрудников. Такие организации в рамках своих финансовых возможностей стремятся закрепиться на рынке, как за счет большого числа охраняемых объектов, так и за счет небольших, но хорошо оплачиваемых объектов охраны с повышенными требованиями. Данный подход позволяет работать в той части рыночного спектра, которая недостижима для большинства потенциальных конкурентов, а занятая в этой сфере профессиональная ниша, порой может иметь решающее значение для прорыва на рынке охранных услуг». Он подчеркивает, что «в ближайшие 2 — 3 года ситуация… потребует наличия квалифицированных специалистов, умеющих не только четко выполнять текущие служебные обязанности, но и разрабатывать концепции безопасности для своей фирмы и для объектов заказчика, в каких бы условиях не пришлось выполнять полученный заказ».

Как видно из приведенных отрывков, авторы априори считают, что телохранитель должен быть профессионалом высокого класса, способный самостоятельно вести каждодневную аналитическую работу.

Правда, трудно что — либо возразить против такого подхода к деятельности телохранителя. Многих трагедий удалось бы избежать, будь телохранители «вооружены» не только крепкими бицепсами, но и аналитическим мышлением. У нас таких телохранителей — аналитиков: раз — два — и обчелся. А для молодых телохранителей, прошу на меня не обижаться, подобная деятельность вообще — темный лес.

Кто и как будет обучать молодых телохранителей сложной аналитической работе? Ведь приток опытных кадров из силовых структур постоянно сокращается. Поэтому данный вопрос звучит не риторически. Хорошо известно, что специальная и физическая подготовка молодых телохранителей поставлена достаточно профессионально, чего нельзя сказать об интеллектуальном развитии. Преподавателей недостаточно. Методика преподавания не разработана. Специальной литературы катастрофически мало. Интернетовские сайты заполнены сплошными рекомендациями. Вот только один пример рекомендаций, размещенных в Интернете.

Предлагаемые ниже рекомендации основываются как на обобщении практического опыта работы телохранителей нашей страны, так и зарубежного опыта, почерпнутого из литературы.

Никто не будет спорить о полезности данных рекомендаций. Но кому они нужны в таком усеченном виде? Профессионал или специалист прочтет их и подумает, что все это уже известно, давно применяется на практике. А что подумает молодой телохранитель, поскольку у него по каждой рекомендации возникнут десятки вопросов.


Взятие клиента под охрану

Взятие клиента под охрану — важнейший этап в деятельности телохранителя, определяющий ее успешность. В этот период телохранитель должен получить ответы на вопросы: почему? кого? от чего? каким образом?

Для этого необходимо:

  1. Уяснить причину найма клиентом телохранителя: рост личных доходов, уход или увольнение предыдущих телохранителей, реальная угроза жизни и здоровью клиента, гибель или ранение телохранителей. Анализ полученной информации позволит телохранителю оценить свою готовность и способность выполнять обязанности по защите личности в свете выявленных фактов.

    Ладно — эту информацию он может получить у руководства ЧОП. Может быть каким — то известным ему способом проанализирует и даже сделает соответствующие выводы.
  2. Внимательно изучить охраняемое лицо: его образ жизни, привычки, особенности характера, круг знакомств и контактов (как его самого, так и членов его семьи), прошлых и сегодняшних, а также потенциальных врагов, степень понимания им важности мероприятий по обеспечению его безопасности.

    Как он будет это делать? Только для первичного знакомства телохранителя с ОЛ должна быть разработана определенная операция. Каким образом он может получить другую информацию?
  3. Определить степень доступности информации о жизнедеятельности охраняемого лица для преступных элементов. Проверить возможность получения такой информации в отделах регистрации государственных или общественных учреждений и организаций (АТС, ДЭЗ, справочное бюро и др.), в офисе фирмы, у членов семьи, сослуживцев, знакомых, в справочниках. Необходимо закрыть все каналы получения сведений о номерах телефонов, адресе, местах регулярного нахождения клиента.

    Где он возьмет деньги на походы в эти организации? Там за подобные сведения нужно подарить коробку конфет или дорогую бутылку. Как он лично может закрыть доступ к информации со стороны конкурентов, криминала? Почему не указан Интернет?
  4. Проверить, не ведется ли за клиентом наблюдение.

    Есть ли у него достаточный опыт ведения пешего и на транспорте н/н и контрнаблюдения?
  5. Составить с разрешения охраняемого лица секретное досье на него и членов его семьи, в котором иметь фотографии, образцы почерка, голоса, записанного на магнитофонную пленку по телефону, группу крови, планировку квартиры и др.

    Для этого нужно проработать с клиентом определенное время, установить с ним доверительные отношения и т. д. Как это делать?
  6. Согласовать с охраняемым лицом:
    • порядок работы;
    • возможность ограничения контактов клиента с незнакомыми телохранителю лицами до получения команды от охраняемого лица (например, во время пешей прогулки);
    • возможность вынужденного грубого обращения с клиентом в сложной ситуации в целях обеспечения его безопасности (уронить на пол, оттолкнуть и т. п.);
    • необходимость предупреждения телохранителя о событиях в жизни клиента, влияющих на степень его безопасности;
    • способы взаимодействия в критических ситуациях.
    А вдруг неопытный телохранитель просто напугает клиента?
  7. С первых дней формировать у клиента и членов его семьи здоровое чувство личной безопасности и бдительности, умение действовать в неопределенных ситуациях.

    Какие неопределенные ситуации? Ситуации должны быть определенные, их разрешение доведено до автоматизма. Они необременительны для обучения и тренировок. Как вообще работать с семьей ОЛ? Вдруг малолетняя дочь ОЛ влюбится в телохранителя и т. д.
  8. Изучить и постоянно отслеживать криминальную обстановку в районе проживания и работы клиента.

    А вдруг в ЧОП нет аналитического отдела. Где и как добывать информацию?
  9. Детально изучить объекты регулярного пребывания охраняемого лица (офис, квартира, дача, спортзал и др.). Изучение показывает, что охраняемых лиц нередко расстреливают при выходе из бани, дискотеки, спортзала, которые стали местом регулярного посещения ими.


Риторика. Это основная задача телохранителя.

Попробуем составить собирательный образ молодого телохранителя: образование в основном — среднее, возраст — 25-30 лет, за плечами армейская служба. Женат, нужно кормить семью. В телохранители пошел из- за высокой зарплаты и отсутствия другого рода занятий. Профессиональный опыт небольшой. Интеллект аналитика в зародыше.

С другой стороны — собирательный образ бизнесмена: образование, как правило, высшее, нередко заграничное, знание иностранных языков, возраст 30 — 50 лет, трудоголик. Не стеснен в финансах, амбициозен, не терпит возражений. Женат, имеет детей. Постоянный посетитель дорогих ресторанов, казино, театров, выставок и т. д. Хобби теннис, охота, рыбалка, верховая езда и т. д. Интеллект выше среднего. Нужны ли ему такие охранки?

Как соединить несоединимое? Парадоксально, но на практике, когда приходиться выбирать из того, что есть в наличии, соединяется. Как мне представляется, одним из способов подготовки молодых телохранителей является обучение их практической аналитике, которое должно включать в себя не только чисто профессиональную часть, но и общегуманитарную, общеобразовательную. Пусть это задача будущего, но она уже ставится в повестку дня.

Для примера хочу привести свои впечатления от моих занятий по практической аналитике в некоторых ЧОП. В классном помещении — грамоты, кубки, награды по стрельбе, борьбе, и т. д. Ничего плохого не хочу сказать. Вроде, все нормально: решали ситуационные задачи, спорили, доказывали свою правоту и профессионализм и т. д. В принципе, рабочая обстановка. Но… Чем больше углублялись в тему «Аналитическая работа в ЧОП», тем менее уверенными становились слушатели. Почему? Спросил, между прочим, об их образовательном уровне. Из восьми человек — только один с высшим образованием. Далее больше. На вопрос о знании, каких — либо интернетовских сайтов по проблемам негосударственной безопасности заявили о том, что не имеют дома компьютеров, а один имеющий — сказал, что ни разу не заходил на подобные сайты. Спросил слушателей, почему? Как они собираются повышать свой профессиональный уровень и т. д. Ничего вразумительного в ответ не услышал. Упертые — до предела. Спрашиваю, у водителей насчет запасных маршрутов. А зачем они нам нужны? ОЛ не любит их менять. Но вы то охранники. Вы должны «ОХРАНЯТЬ».


Решаем ситуационную задачу
Форс-мажорное обстоятельство. ОЛ с двумя охранниками попал в пробку и решил прибыть на работу общественным транспортом. В частности, на метро.

Первая реакция слушателей — все под контролем. Мы (лихо говорили они) войдем в метро, кто нам помешает, и приедем на место в добром здравии.

Вопрос — у вас есть билеты в метро, поскольку обычно за билетами выстраивается огромная очередь? Как на этот факт отреагирует ОЛ? Кто вас пустит в метро с оружием, рациями?

На эскалаторе ОЛ стало плохо. Ваши действия? Сделаем ему искусственное дыхание. А Вы знаете род его болезни? Можно ли делать ему искусственное дыхание и т. д. Полная растерянность.

Вы на платформе ждете поезд. Как в это время охраняется ОЛ? Вошли в вагон. В какой вагон нужно садиться? Где должен стоять ОЛ? Кто — то говорит, что это не важно. Важно! Вы могли не заметить киллера, который следовал за вами. Он спокойно пройдет мимо ОЛ и может уколоть его ядовитой иголкой.

Начали волноваться. Вы задаете нам «пакостные вопросы». Не я задаю, жизнь задает. В чем состоит работа телохранителя? Почему нужно не только видеть, но и предвидеть? Чешут затылки.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о частной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]

Каково аналитическое поле ОЛ? Что это такое? Почему вы не ведете аналитическую работу по ОЛ? Почему вы не знаете его всевозможные болячки? Мы спрашиваем руководство, а оно не дает нам информацию. Не дает или не имеет? Не знаем. Но вы то сами должны вести аналитическую работу с ОЛ, накапливать информацию, передавать её руководству, использовать эти сведения в непредвиденных обстоятельствах и т. д. В ответ — молчание.


Другая задача на скорость мышленияЧитаю задачу для всех.

Два телохранителя, водитель, ОЛ. Припарковали машину возле офиса. Начали выводить ОЛ. Из стоящего рядом автомобиля раздались автоматные очереди.

Прошу одного из слушателей быстро оценить обстановку, принять решение. Наступаю, не даю опомниться. «Я спрячусь за борт машины», отвечает он. А ОЛ? «Своя жизнь дороже. После осмотрюсь и приму решение». Смех сквозь слезы… Но отрицательный опыт — это тоже опыт. Со временем из него может получиться хороший телохранитель.


Еще одна задача2 охранника и ОЛ прибыли за покупками в супермаркет. Спрашиваю: «Где оставите машину? ».

Ответ — пример зацикленности сознания. «А какой это супермаркет? Есть ли в нем подземная стоянка? ». Отвечаю: «Вы же сами приехали на место, все у вас перед глазами. Решайте, что делать». «А мы думали...»

О письменных аналитических материалах по ОЛ даже не слышали. Справку по ОЛ смогли написать только 2 слушателя.

Спросил о комнате отдыха. Есть телевизор. Нет компьютера. Почему? Что делаете? Смотрим телевизор.

Все же, ради справедливости, хотелось бы отметить настоящее желание слушателей постичь азы практической аналитики. На последних занятиях фраза: «рассмотрение всех проблем нужно начинать с анализа» практически звучала при решении каждой новой ситуационной задачи. Таким образом, по моему мнению, именно составление и применение в учебном процессе ситуационных задач на сегодняшний день может стать основной методикой преподавания аналитики молодым телохранителям. Они включают в себя многовариантность моделируемых ситуаций, позволяют преподавателю углублять их, и дают простор для ителлектуального развития слушателей.


Как готовить аналитические документы?

Бизнесмен и телохранитель существуют не в безвоздушном пространстве. Они связаны как между собой, так и со всей окружающей их обстановкой. Аналитическое поле ОЛ и его телохранителей представляет собой совокупность информации, которая имеется в банках данных охранной фирмы, находится в процессе сбора или объективно существует в определенном пространстве и отрезке времени, но пока не востребована потребителем. Это универсальное понятие аналитического поля любого охраняемого объекта. Оно содержит в себе субъективные и объективные риски и угрозы, которые определяются внутренними и внешними факторами. Как правило, в сборе информации принимают участие аналитики, телохранители. Первичный материал для аналитиков по ОЛ должен составлять телохранитель. В дальнейшем идет совместная с аналитиками работа над документом.

Внутренние факторы аналитического поля обеспечения безопасности ОЛ — это его политические, экономические, социальные, семейные, келейные, клановые, корпоративные и т. д. интересы и психологическое состояние, которые подвергаются анализу для принятия решения по обеспечению его безопасности охранным предприятием.

Примерная схема сбора информации для подготовки аналитического документа.

Внутренние факторы.

  1. Паспортные данные
  2. Социальный статус.
  3. Профессиональная деятельность
  4. Политические взгляды. Отношение к религии.
  5. Родственники. Ближайшее окружение.
  6. Конкуренты. Партнеры, персонал.
  7. Характер. Темперамент. Интеллект.
  8. Психическая и эмоциональная устойчивость.
  9. Слабости: секс, алкоголь, наркотики, карты, казино.
  10. Чувство опасности. Страх.
  11. Сильные стороны.
  12. Конкуренты. Криминальные связи.
  13. Вождение автомобиля. Владение оружием, бойцовскими приемами.
  14. Ориентированность на местности.
  15. Хобби. Увлечение спортом. Наличие собаки. Сауна.
  16. Отношение к частной охране и т. д.

Внешние факторы аналитического поля обеспечения безопасности ОЛ — это объективные риски и угрозы политического, экономического, социального, природного, техногенного, криминального, террористического и т. д. характера, которым оно подвергается в результате своей предпринимательской деятельности и анализ которых необходим для принятия решения по обеспечению его безопасности частным охранным предприятием.

Примерная схема сбора информации для подготовки аналитического документа.

Внешние факторы.

  1. Политические противники.
  2. Коррумпированные представители власти, силовых и фискальных органов.
  3. Конкуренты.
  4. Недовольные партнеры, персонал.
  5. Криминальные круги, террористы.
  6. Зарубежные связи.
  7. Участие в захватах предприятий.
  8. Возможность участия в наркоторговле.
  9. Содержание увеселительных, игорных заведений.
  10. Родственники, друзья, ближайшее окружение, их интересы.
  11. «Грехи» молодости.
  12. Дом, квартира. Криминальная обстановка в районе.
  13. Наличие дачи, загородного дома. Криминальная обстановка в районе. Интенсивность на маршрутах движения.
  14. Деловые заграничные и внутренние поездки (самолет, поезд).
  15. Предпочтения в плане туризма.
  16. Рестораны (меню), увеселительные заведения, сауна.
  17. Хобби (лыжи, велосипед, бег, лошади и т. д.).
  18. Наличие профессионалов ЧОП, способных обеспечить безопасность ОЛ.

Аналитика в системе охранной деятельности. Часть 2

Автор: Гаврюшин Е.И. (профессор Академии безопасности обороны и правопорядка, эксперт МКТА)

Заметки с семинарских занятий по практической аналитике

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса