Переосмысление HUMINT — аргументы в пользу стратегии изобличения

Недавние слухи о высокопоставленном разведчике-перебежчике из Китая заставили обратить внимание на обделенный вниманием аспект агентурной разведки (HUMINT), которому требуется большая энергия и инновационный подход. Если типичного оператора агентурной разведки попросить объяснить ее цель, он, скорее всего, ответит, что она ориентирована на данные, которые предоставлены тайным агентом, внедренным в правительство или страну противника. На самом же деле, HUMINT — это просто данные, которые предоставляются людьми, а уже эти люди иногда являются тайными источниками, работающими на местах. И несмотря на то, что вербовка агентов, внедренных во враждебные США структуры, является ее главным выражением, другие формы агентурной разведки также предлагают огромный потенциал для получения ответов на ключевые вопросы, стоящие перед разведкой.

Например, разведчики-перебежчики — люди, которые бегут из своих стран и передают секретные данные, вместо того, чтобы тайно передавать их изнутри, — в прошлом снабжали Соединенные Штаты важнейшими сведениями о возможностях опасных противников. Несмотря на доказанную большую пользу таких людей, я утверждаю, что у Соединенных Штатов нет четкой стратегии в отношении перебежчиков, а также что связанная с перебежчиками сторона агентурной разведки не получает формализованного внимания, соизмеримого с ее историческим вкладом в национальную безопасность. Но даже если это упущение и устранить, в этом не будет ничего инновационного, это скорее станет запоздалым усовершенствованием давно известного элемента шпионажа. Как же тогда будет выглядеть настоящая инновация в контексте агентурной разведки?

Примером инновационного гибридного подхода могло бы стать объединение агентурной разведки с фундаментальным конкурентным преимуществом, которое Соединенные Штаты и другие страны свободного мира имеют перед авторитарными противниками, такими как Китай, Россия, Иран, Северная Корея и Куба, — свободой выражения мнения. Развивая тему перебежчиков, вспомним, что Соединенные Штаты, как правило, работают с разведчиками-перебежчиками, тайно собирая их сведения и затем трансформируя их в тайну США, доступ к которой имеется лишь у немногих избранных. Если отталкиваться от девиза газеты Washington Post «Демократия погибает во тьме», мы придем к заключению, что тирания разрушается на свету.

Если помнить об этом, то, помимо приема и даже агитации разведчиков-перебежчиков только лишь для того, чтобы направить их данные в секретные каналы разведки, быть может, агентурной разведке США следует активно развивать новое семейство перебежчиков, которые после благополучного перемещения и отстранения от системы разведки получали бы возможность выступать публично, проливая свет на свои тайны и делая их доступными для всех?

При таком развитии событий роль разведки будет ограничиваться мастерским распространением информации об этой возможности среди узкой категории лиц, которые обладают достаточно ценными секретными сведениями, информированием их о том, как себя идентифицировать, проверкой ценности их сведений и затем собственно их вывозом. По сути, роль разведки будет ограничена использованием возможностей: вскрыть замок, довести перебежчика до безопасной территории, а затем отстраниться. Работа независимых организаций, занимающихся журналистскими расследованиями, таких как Bellingcat и Международный консорциум журналистов-расследователей (ICIJ), наглядно демонстрирует, что журналисты способны доводить такие истории до конца со всей компетентностью и ответственностью.

Внедрение этого инновационного хода обеспечит важные преимущества:

  • Расширит круг лиц с доступом к важнейшим секретным сведениям противника, готовых рассмотреть возможность их раскрытия. Математика классических шпионских операций с внедрением ужасает. Редко можно найти кого-то, обладающего необходимым мужеством и моральной стойкостью, чтобы передавать тайные сведения изнутри полицейского государства. Если же помимо работы изнутри появляется возможность бежать, круг таких лиц растет. И даже в этом случае для многих клеймо позора, связанное с передачей секретных сведений разведке США, пусть и в относительной безопасности на территории США, стало бы слишком высоким барьером. Если же становится доступна возможность бежать и после этого предать информацию гласности, а не просто передать правительству США, то есть служить скорее публичным изобличителем тиранов, а не источником разведданных, логично предположить, что круг желающих стал бы еще больше.
  • Раскрытие широкой общественности секретных сведений в рамках программы изобличения также позволит избежать традиционной дилеммы, которая заключается в использовании секретной информации при одновременной защите источников. Наиболее сильно затронутые стороны незамедлительно начинают расследование утечки и принимают меры. Например, если бы кто-то публично раскрыл планы и возможности России, Китая или Ирана в отношении критически важной инфраструктуры США, эту информацию можно было бы более оперативно довести до находящихся под угрозой объектов и специалистов в области безопасности, чем информацию, полученную от тайных агентов или технических источников, требующих защиты.

Здесь также имеются и очевидные трудности:

  • Бегство из авторитарных стран не означает безопасность. Россия уже продемонстрировала свою готовность выслеживать и убивать противников режима и предполагаемых предателей или добиваться их возвращения в страну через принуждение или обман. То же самое продемонстрировали и Северная Корея, и Иран, и Китай, безусловно, способен на это. Традиционным иностранным агентам разведки, переселенным в Соединенные Штаты, предоставляется определенная защита, но если разведка США по прибытии отказывается от связей с перебежчиками-изобличителями, принципы человеческой ответственности диктуют необходимость создания какого-то механизма для обеспечения их безопасности в дальнейшем.
  • Помимо физической безопасности, также было бы необходимо содействовать их интеграции в американское общество, в том числе при помощи существенной финансовой помощи, по крайней мере на начальном этапе. ЦРУ пришлось усвоить непростой урок о том, насколько сложным может быть этот процесс, и сложность этой проблемы нельзя недооценивать. И если служба разведки отходит в сторону после вызволения перебежчика-изобличителя, необходимо принимать меры, чтобы эти обязательства были реализованы другими.
  • Публичный закон 110 из Закона о ЦРУ 1947 года разрешает въезд в Соединенные Штаты до 100 иностранцев в год в разведывательных целях. Но несмотря на то, что ЦРУ или иные разведывательные организации США могут способствовать выезду граждан недружественных государств в рамках программы изобличения, реализация гибридной цели, при которой сведения делаются достоянием общественности, а не передаются в разведывательные каналы, может потребовать принятия новых законодательных актов.

Разработка стратегии изобличения стала бы благодарным способом повернуть асимметричную оперативную ситуацию против врагов США. У автократов есть проблема. Эта проблема — люди. Они им не доверяют. Они их боятся. А поэтому в таких странах наблюдается тенденция не к большей открытости, а к усилению репрессий и контроля, которые ведут к отчуждению. Что становится богатой почвой для агентурной разведки. Разведке США необходимо использовать эту возможность более творчески, и стратегия изобличения может здесь пригодиться.

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о частной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]

Рассмотрим несколько статистических фактов:

  • По данным опроса, проведенного Российским агентством в мае 2021 года, почти 22% россиян во всех возрастных группах определенно или возможно хотели бы уехать из России. Среди россиян в возрастной группе 25–39 лет это число возрастает до 33%, а среди респондентов в возрасте 18–24 лет этот показатель стремительно увеличивается до 48%. 10% респондентов среди всех возрастных групп заявили, что либо находятся в процессе переезда, либо приняли твердое решение переехать, либо изучают возможности для отъезда.
  • В 2018 из Китая в США прибыли 67 000 новых легальных резидентов, известных как держатели грин-карт, которые стали третьей по величине группой после Мексики и Кубы. Соединенные Штаты — главное место назначения для китайских иммигрантов, а американское население китайского происхождения, насчитывающее 2,5 миллиона человек, является третьей по величине группой людей, родившихся не в США, после Мексики и Индии.
  • В 1990 году Конгресс США учредил Диверсификационную лотерею, известную как лотерея грин-карт, для диверсификации иммигрантов в стране. В рамках этой программы ежегодно выдается около 50 000 виз. За 30 дней, которые отводились на прием заявок на участие в лотерее 2020 года, было получено 290 000 заявок из России и более 709 000 заявок из Ирана, при том что каждой из этих стран было выделено менее 5000 виз. Граждане Китая к участию не допускались.

Вышесказанное не означает, что отчуждение не наблюдается и среди населения Соединенных Штатов, где противостояние разыгрывается публично. Такова природа демократии. Тем не менее относительный уровень человеческого притяжения (и отторжения) между свободным и автократическим мирами абсолютно не симметричен. Мощные миграционные настроения среди населения стран с репрессивным режимом предлагают привлекательное асимметричное преимущество, которое следует более творчески интегрировать в стратегию США в части агентурной разведки. Конечно, нельзя считать, что каждый китаец, россиянин или иранец, желающий переехать в Соединенные Штаты, захотел бы обсуждать секретные сведения, которыми он, возможно, располагает, но приведенные выше данные свидетельствуют о существовании значительной неудовлетворенной потребности в бегстве из таких режимов, вероятно, и среди тех, кто обладает важными секретными данными о ключевых угрозах. Кто-то может быть готов делиться информацией в обмен на новую жизнь, если им будут предложены творческие варианты, а для того, чтобы добиться значительной разницы, не потребуется большого количества таких людей.

Соединенным Штатам критически необходимы конкретные данные о потенциально разрушительных угрозах. Например, если Китай уничтожит тайваньскую демократию силой оружия или угрозой вторжения в сочетании с блокадой, которой США и их союзники не могут или не желают противостоять, геополитические последствия этого будут сейсмическими. Америка утратит свой авторитет в качестве знаменосца демократии, что подвергнет большой опасности саму демократию перед лицом наступающего и модернизирующегося глобального авторитаризма. Если Соединенные Штаты вступят в открытый конфликт с Россией или Китаем, каковы риски для энергосистемы США? Если ледяной дождь в состоянии разрушить ключевой элемент американской электросети, какой ущерб может нанести равный противник, такой как Китай или Россия, посвятивший десятилетия изучению уязвимостей США? В 2012 году Владимир Путин упомянул о работе, которую Россия ведет над оружием, основанном на “генетических” принципах. Что он имел в виду и что на самом деле знает разведка США о работе Китая и России над наступательным биологическим оружием, которая может представлять еще большую угрозу в качестве оружия Судного Дня, чем ядерное оружие? Именно такого рода секретные сведения, связанные с оружием массового поражения, нападением на национальную инфраструктуру, этническими репрессиями, политическими убийствами, войной и миром, такие, которые имеют более широкое общественное значение, выходящее за рамки более узких форм конкуренции между национальными государствами, лучше всего подошли бы для стратегии изобличения.

Это не какие-то непостижимые тайны, о значении которые придется догадываться. Это секретные сведения. Ответы известны. Они известны людям. Людям, которые работают над ними. Сообществу агентурной разведки США необходимо придумать и использовать более инновационные способы, а еще лучше — разработать новые способы донести до них судьбоносные преимущества широкого разглашения того, что им известно о злонамеренных махинациях, которые ставятся на службу тирании. На сегодня деятельность агентурной разведки США чересчур узконаправленна. Расширив сферу ее деятельности и интегрировав в нее гибридную стратегию использования разведчиков-изобличителей, в рамках которой секреты противника раскрываются общественности, а не только разведке США, темпы разоблачений можно будет нарастить, причем, возможно, значительно.

Источник: https://www.justsecurity.org/77111/reimagining-human-intelligence-the-case-for-a-sunlight-strategy/

Автор: Грегори Симс

Перевод: Разведывательное Агентство «Р-Техно»

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса