§1.1.0. Информация

Открытая и закрытая информация

Прежде чем приступить к рассмотрению вопросов сбора информации необходимо уяснить, что не всякую информацию можно собирать. Есть достаточно большой перечень видов информации, сбор которой, без соответствующих оснований, прямо запрещен законодателем. И подобные действия влекут за собой негативные последствия для «собирателя» вплоть до уголовной ответственности, данные действия выходят за рамки конкурентной разведки и подпадают под определение промышленного шпионажа, а порой и шпионажа в пользу иностранного государства. К такой, защищаемой законодателем информации, относятся например гос тайна, служебная тайна, коммерческая тайна, личная или частная тайна, персональные данные и т.п. .. Доступ к этой информации ограничен Законами и подзаконными актами. Это и есть закрытая информация. И в конкурентной разведке не собирают подобную информацию.

Если же режим информации специально не определен в Законах, то информация считается открытой. Такую информацию может собирать кто угодно и сколько угодно. Кроме того, есть некоторые виды информации, которые прямо запрещено относить к какой либо из тайн. Это например бухгалтерский баланс компании, информация о состоянии окружающей среды. И если где-то указано, что эта информация отнесена например к коммерческой тайне, это не более чем блеф.

Мы не имеем права получать закрытую информацию и эти действия наказуемы. Но если информации нет в открытом доступе это еще не значит, что она закрытая. Просто она вам не попадалась.

Пределы использования информации

То каковой является информация (открытой или закрытой) определяет порядок и пределы ее дальнейшего использования. Если информация открыта вы вольны ее использовать по своему усмотрению, не забывая про необходимость всегда иметь возможность указать на источник откуда ее получили. Иначе можете попасть в ситуацию, когда вас обвинять в клевете или распространении заведомо ложной информации или в плагиате.
Закрытую информацию вы не вправе собирать и тем более как-то использовать (например распространять, в т.ч. и возмездно), а то и просто хранить. И это наказуемо в соответствии с существующими законами.

Источники информации

Что для нас может являться источником информации? Правильно – все что угодно. Но все это многообразие можно условно разделить на несколько больших групп, объединенных по специфическим признакам:

  • Человек;
  • Интернет;
  • Документ;
  • Предметно-вещественная среда;

Первичные и вторичные источники

Нужно четко понимать, что существуют первичные источники информации и вторичные источники. Разница между ними весьма существенна и влияет на результаты последующей работы с данными. Эта разница заключается в приближенности источника к предоставляемой им информации. Предположим, что произошло некое событие. Вам нужна информация об этом событии. Так вот участники и очевидцы исследуемого события являются первоисточниками (первичными источниками). А люди, слышавшие их рассказ, являются вторичными источниками.

Помимо непосредственных участников и свидетелей к первичным источникам нужно отнести все те носители информации, которые зафиксировали интересующие вас события. Это может быть видео или аудио запись, показания средств объективного контроля в месте событий…

Человек

Тут все более или менее понятно. Человек является носителем информации сам по себе, он может выступать генератором информации (источником) или ее ретранслятором. Человек пожалуй самый сложный и в то же время весьма доступный источник информации. Он может быть и первоисточником и вторичным источником информации и источником дезинформации.

Интернет

Интернет стал для нас чуть-ли не основным источникv информации и инструментом работы. Оно и понятно – все и всё так или иначе представлены в глобальной сети. А уж что OSINT животворящий может… но об этом чуть позже.

Документ

Массу нужной информации можно найти в документах. Причем информации из документов мы верим больше чем иной. А как же еще? Ведь информация в документе имеет некое юридическое подтверждение, некий официальный статус. А что же такое ДОКУМЕНТ?

В нашем случае это материальный носитель информации, зафиксированной вне памяти человека. В соответствии с ГОСТ 16487 — 70 «документ» является средством «закрепления различным способом на специальном материале сведений о фактах, событиях, явлениях объективной действительности и мыслительной деятельности человека». В свою очередь, ГОСТ 7.60-2003 понимает под документом «зафиксированную на материальном носителе информацию с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать». С юридической точки зрения документ [juridical (legal) document]– это средство закрепления сведений оформленное в соответствии с действующим юридическим законодательством и имеющее правовое значение.

Обращаю ваше внимание на то, что документ должен быть оформлен в соответствии с законодательством, а значит иметь соответствующие реквизиты (печать и подпись, возможно еще что то). Только в этом случае он тянет за собой необходимые правовые последствия.

Предметно-вещественная среда

Это собственно все что осталось после выделения предыдущих групп – то что нас окружает. Мир вокруг нас без людей, интернета и документов. Та материальная среда, в которой мы живем. Составляющие этой среды также являются носителями информации и порой весьма ценной. Например, опытный образец продукции конкурента сам по себе уже может многое рассказать.

Свойства информации

Свойства информации – это качественные характеристики информации. Характеристики, которые показывают, что это за информация, каковы ее особенности. Эти свойства информации тесно взаимосвязаны между собой. Вот наиболее полезные для нас свойства информации:

РЕКЛАМНЫЙ БЛОК

[ Хотите знать больше о частной разведке? Регистрируйтесь и общайтесь на интернет-форуме it2b-forum.ru ]
  • Объективность-Субъективность
  • Достоверность-Недостоверность
  • Полнота-Неполнота
  • Актуальность-Неактуальность
  • Ценность-Бесполезность
  • Понятность-Непонятность

Объективность информации

Информация объективна в том случае, если не зависит от чьего-либо мнения, суждения.

Пример. Сообщение “На улице тепло” несет субъективную информацию, а сообщение “На улице 22 градуса по Цельсию” — объективную информацию (если термометр не врет). Объективную информацию можно получить с помощью исправных датчиков, измерительных приборов. Но, попадая в память человека, информация перестает быть объективной и становится субъективной, так как, попадает в зависимость от его мнения, суждения, опыта, знаний, да просто настроения. То-есть человек может ее изменить в соответствии со своим желанием.

Достоверность информации

Информация достоверна, если она соответствует действительности. Чуть по другому — свойство информации на выходе системы соответствовать информации, поступившей на ее вход.

Пример. В процессе разговора по телефону услышать собеседника мешает шум, из-за чего невозможно точно воспринять информацию, в этом случае информация будет недостоверна.

Объективная информация всегда достоверна, но достоверная информация может быть как объективной, так и субъективной. Тот же пример погодой на улице –сообщение «на улице тепло» достоверно поскольку отражает истинное положение, она не объективна, поскольку основана на мнении автора сообщения. Ему тепло, а кому то другому не так уж и тепло. Достоверная информация помогает принять нам правильное решение.

Полнота информации

Информацию можно назвать полной, если ее достаточно для понимания ситуации и/или принятия решения. Например, мечта историка – иметь полную информацию о минувших эпохах. Но историческая информация никогда не бывает полной, и полнота информации уменьшается по мере удаленности от нас исторической эпохи. Даже события, происходившие на наших глазах, не полностью документируются, многое забывается, и воспоминания подвергаются искажению. Неполная информация может привести к ошибочному выводу или решению.

Актуальность (своевременность) информации

Актуальность (своевременность) информации – это ее существенность для настоящего времени. Пример. Сообщение “Сейчас на улице идет дождь” актуально для человека, который собирается идти на улицу и неактуально, для человека, который услышит её завтра.

Только вовремя полученная информация может принести необходимую пользу, например, предупреждения о землетрясениях, ураганах, других стихийных бедствиях.

Полезность или бесполезность информации

Правильнее говорить о степени полезности применительно к нуждам конкретных людей. Полезность информации – оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с ее помощью. Пример. Сообщение “Завтра будет контрольная по математике” полезно ученику – он может подготовиться, и бесполезна ему, если у него температура, и он не пойдет в школу.

Понятность информации

Информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя.
Пример. Надпись на хинди для владеющего этим языком несет понятную информацию. А вот для человека не знающего хинди будет просто непонятна.

Особенности восприятия человеком информации

Следует так же обратить внимание на некоторые особенности восприятия информации человеком. Они вытекают из тех законов, которые мы рассмотрели выше и достаточно сильно влияют на наше мнение о полученной информации, на наши интерпретации, а порой вообще на способность воспринять информацию.

Избирательность понятной информации

Человек обращает внимание на то, что понимает. Мы видим (обращаем внимание) только то, что способны понять, с чем сталкивались ранее, что является нашим опытом. В этом случае, применительно к анализу текстовой информации, мы реагируем на знакомые слова, названия, выражения, опираясь на прошлый опыт, не понимая общего контекста. Иными словами, на первом этапе изучения мы воспринимаем информацию по ее внешним признакам без понимания содержимого.

Настроенность на определенную информацию

Человек видит то, что хочет видеть. Иными словами люди более открыты определенной информации, на которую настроены. А зная, что человек хочет видеть, проще его обмануть, преподнеся именно такую информацию, которую он ожидает и внедрив в нее немного полезной для себя информации. Но данные передаваемые с целью обмана должны не только быть желанными для объекта воздействия, но и быть достаточно правдоподобными.

Авторитетность источника (автора)

Значимость для нас мнения определенных людей. У каждого есть круг лиц, мнение которых принимается с меньшей критичностью. А значит и получаемая от таких людей информация будет восприниматься как более соответствующая действительности.

Мнимая скрытность получения

Не секрет, что подслушанная информация кажется более достоверной. Используя этот эффект можно создать видимость случайного подслушивания объектом некой важной информации. И тогда никакая сила его не переубедит.

Оцените статью
Технологии разведки для бизнеса